Прошло пять дней после принятия Госдумой резонансных поправок. Они еще не вступили в силу, но уже наделали много шума и изменили медиаструктуру в России. Иноагенты умеренных взглядов закрывают проекты, а радикалы намерены использовать изменения в законодательстве против их создателей.
«Гордеев» узел
Иноагент Илья Варламов ушёл из рекламного бизнеса перед принятием закона о запрете рекламы у иноагентов, выяснили журналисты. Его фамилия исчезла с сайта агентства «Авторские медиа», в котором блогер владел 50% акций, как и фамилии других иноагентов-соучредителей. Однако перестанет ли Варламов получать деньги? Эксперты считают его выход формальным. Также еще до вступления в силу поправок об изменениях в работе заявили иноагенты Алексей Пивоваров и Екатерина Гордеева. Первый передал права на телеграм-канал «Редакция» команде редакторов, сократил команду и оставил себе лишь авторский блог. А вторая объявила о приостановке работы проекта «Скажи Гордеевой». «Теперь реклама у нас - преступление», - резюмировала блогер.
Варламова, Пивоварова и Гордееву объединяют три черты - они придерживались достаточно умеренных оппозиционных взглядов, пытались существовать в юридическом поле РФ, а также строили бизнес на рекламной основе. Но поправки поставили перед блогерами неприятную вилку. Они оказались вынуждены либо перейти в «серую зону», либо дистанцироваться от своих проектов. Есть еще третий вариант, который полностью во власти Минюста, - избавиться от статуса иноагента. Процедура предусмотрена законодательно. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что для этого надо отказаться «от подачек других стран», однако та же Гордеева не раз подчеркивала, что у её проектов прозрачная финансовая отчетность и нет никаких «левых» источников дохода. Аналогичная ситуация и у Пивоварова.
Больше вреда или пользы?
Эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению о последствиях принятия новых поправок, однако все отмечают, что в них заложено явное противоречие. Изменения в законодательстве побуждают иноагентов искать новые источники финансирования, в том числе зарубежные гранты, которые накладывают на авторов определенные обязательства. Иноагенты с умеренными взглядами вынуждены закрывать проекты, что приводит к миграции их аудитории на более радикальные антироссийские ресурсы.
Финансовую эффективность поправок отрицать сложно. Иноагенты зарабатывали десятки миллионов на рекламных интеграциях. Российские бренды в 2023 году потратили на рекламу у иноагентов более 130 млн руб. Яркий пример эффективности поправок - Юрий Дудь, который после принятия изменений лишится 70% доходов. Однако участники рынка считают, что эффект этот временный и постепенно иноагенты смогут привлечь других рекламодателей, в том числе с иностранной пропиской. А вот что конкретно будут рекламировать иноагенты - большой вопрос.
Сохраняются и другие риски. До сих пор не совсем понятна вторая часть поправок, посвященная запрету рекламы иноагентов на российских источниках. Например, будет ли считаться рекламой репост публикации иноагента россиянином в соцсетях? Как органы будут различать умышленную рекламу от блогоподстав? Некоторые авторы уже высказали мнение, что изменения в законах можно использовать для дискредитации российских государственных компаний через липовые рекламные посты у иноагентов. Как власти планируют тормозить «охоту на ведьм» в отношении компаний, которые ранее закупали рекламу у иноагентов? В z-сфере звучат призывы наказать Aviasales, Eduson Academy и другие организации, наиболее активно спонсировавшие иноагентов.
И самое главное, как в Кремле планируют минимизировать ущерб гражданским свободам? Процесс ущемления прав может негативно сказаться на рынке и побудить некоторых бизнесменов сменить страну прописки для проектов. Законопроект явно нуждается в уточнениях, о чем в открытую говорят и некоторые ведущие российские политики.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...