Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Вопрос укрупнения регионов России вновь актуализировался

Image

Сегодня спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в России есть группа регионов, которые нуждаются в укрупнении, чтобы они дополняли друг друга экономически и социально. Она подчеркнула, что к данному вопросу надо подходить продуманно, но, как считает Матвиенко, «время для этого придёт».

Решение назрело давно: подготовка шла постоянно

Разговоры об административных реформах ведутся властью уже несколько лет. Тема вновь получила шанс на возрождение после парламентских выборов 2021 года, когда о необходимости укрупнения регионов России высказался вице-премьер Марат Хуснуллин. Тогда он заявил: «Нам 85 регионов не нужно, у нас есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять. Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат».

В 2022 году данную тему подхватил Антон Силуанов, который обратил внимание на то, что регионы, у которых возможностей гораздо меньше, чем у соседа, получат больше услуг и увеличат зарплаты после укрупнения. Он также отметил, что в России «много случаев, когда есть сильный регион, а рядом с ними регионы с совершенно другими экономическими возможностями», что приводит к перетягиванию крупными субъектами инвестиций и экономически активного населения.

Завершение президентских выборов в 2024 году позволило вновь вынести данный вопрос на публику, чтобы проанализировать тенденцию к изменению общественного отношения к вопросу укрупнения регионов.

Аргументы за и против

Административно-территориальное реформирование - крайне сложный, конфликтный и затратный процесс, однако предоставляющий шанс для перехода к прогрессивному урбанистически-ориентированному типу хозяйствования. Сторонники укрупнения регионов в первую очередь опираются на экономическую выгодность и повышение эффективности территориального управления. И аргумент вполне логичен - в России слишком много регионов-реципиентов и мало регионов-доноров, что затрудняет реализацию государственных планов по выравниванию экономического положения субъектов.

На данный момент, предположительно, под укрупнение могут попасть следующие регионы: Еврейская автономная область с Хабаровским краем и Амурской областью; Ульяновская область с Самарской областью; Курганская область с Тюменской и Челябинской областями. В случае с объединением Курганской области удалось бы создать крупный аграрный регион. В свою очередь, Еврейская автономная область, несмотря на потенциал независимого развития посредством Китая, является небольшим и убыточным регионом, титульная нация которого не превышает пары процентов от всех жителей. Отсутствие возможности финансирования таких крупных проектов, как, например, аэропорт, уже ставит ЕАО в зависимость от соседей. Укрупнение может стать заключительным шагом к социально-экономическому развитию регионов.

Однако укрупнение субъектов имеет и минусы. Объединение территорий - это в первую очередь вопрос статуса и идентичности, поэтому их ликвидация не просто может, а точно будет воспринята населением как унижение и попадание в зависимое положение. Помимо этого, положительное влияние укрупнения будет напрямую зависеть от того, как субъект-лидер отнесется к появившимся территориям - приступит ли он к их развитию или будет воспринимать лишь как экономически невыгодное образование. К тому же в результате неминуемой реорганизации произойдёт разрушение элитных групп, а аффилированный с ними крупный бизнес потеряет значительную часть доходов.

В данном вопросе точно понятно лишь одно - решение должно приниматься в соответствии с референдумом и учитывать интересы населения, а также его идентичность. Иначе региональные бунты в рамках огромной России могут ударить по поддержке правительственных инициатив, как произошло с поправками в Конституцию 2020 года, а также возродить сепаратистскую тенденцию.