Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

«Вернись, я все прощу»

Image

Минэкономразвития выступило с инициативой вывести из-под надзора Минюста личные фонды российских олигархов, освободив их от отчетов и проверок. Им разрешат инвестиции в высокодоходные ценные бумаги, а взамен потребуют соблюдать требования о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма.

Российский аналог

Право учреждать в России личные фонды, в которых можно хранить любое имущество, появилось два года назад. Таким образом власть попыталась «импортозаместить» популярные для учреждения трастов юрисдикции, такие как Джерси, Кипр, Люксембург и Лихтенштейн. Но несмотря на введенный в рамках пятого пакета санкций запрет ЕС создавать новые трасты для россиян и обслуживать старые, в РФ было зарегистрировано всего 16 фондов. Пока российские бизнесмены предпочитают «упаковывать» свое имущество не на родине, а в странах, не присоединившихся к санкциям, например, в Объединенных Арабских Эмиратах.

Новая мера, предложенная Минэкономразвития, призвана решить эту проблему, ускорив «переход активов в российскую юрисдикцию». Насколько она окажется эффективной - большой вопрос.

Бегство

В прошлом году регистрировалось некоторое замедление оттока капитала из страны, но это не потому что вывозить стали меньше. Скорее дело в том, что ресурсы практически исчерпаны. Да и толстосумов в стране значительно поубавилось. Только за 2022 год Россию покинули 8,5 тысяч долларовых миллионеров. В 2023-м их примеру последовали многие другие. В их числе основатели Veeam Software Андрей Баронов и Ратмир Тимашев, президент группы компаний «Арети» Игорь Макаров. Кстати, последний, отрекшись от родины, вышел из санкционного списка Великобритании.

Впрочем, миллиардеров с российским паспортом все еще предостаточно, а их активы продолжают расти. Только за два первых месяца этого года состояние богатейших людей страны по оценкам Bloomberg выросло более чем на 11 миллиардов долларов.

Но вот открывать свои личные фонды в России они вряд ли будут. Многие продолжают сидеть на двух стульях, управляя своими активами из-за рубежа. И скорее они распрощаются с российским паспортом, чем разорвут связь с Западом.