Сегодня Госдума в третьем чтении утвердила изменения в налоговой сфере, включая введение прогрессивной шкалы НДФЛ, повышение налога на прибыль организаций до 25% и индексацию акцизов. Одним из самых спорных получилось решение преобразовать курортный сбор в туристический налог и распространить его на всю страну.
Кто будет платить?
Размер туристического налога и необходимость его введения будут определять муниципалитеты самостоятельно. Ставка будет расти постепенно, начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по 1% в год до 2029 года. Налог будет уплачиваться с выручки от реализации услуг размещения, которая обычно составляет от 60 до 90% от всех доходов отелей и гостиниц. Формальным плательщиком будут владельцы объектов временного размещения, но по факту платить будет потребитель. Правительство обязало туристические объекты указывать в счетах за проживание сумму нового налога отдельной строкой.
Идею успели обкатать в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском крае, Крыму, Сириусе и Санкт-Петербурге. В этих зонах действовал эксперимент по курортному сбору. Результаты оказались неоднозначными. В Петербурге мера хорошо себя зарекомендовала. В июне город с помощью сбора пополнил бюджет на 76,6 млн, а в несезон с 1 апреля по середину мая - на 41,5 млн рублей. Кубань подкосила пандемия, которая снизила доходы в два раза. А Крым отказался от сбора в 2022 году, назвав меру нецелесообразной.
Риски и угрозы
В своей задумке туристический налог выполняет благородную функцию, ведь все вырученные деньги пойдут на развитие регионов. Но в инициативе есть серьезные «серые» пятна. Например, опыт курортного сбора показал, что в выигрыше оказывается частный сектор, который не попадает под уплату налога. Также рост цен на проживание может отпугнуть туристов от и так не самых популярных направлений.
Дмитрий Песков успел обнадежить, что к существенному подорожанию услуг отелей новый налог не приведет. Но для малообеспеченных семей даже дополнительная плата в 100 рублей за сутки с человека может оказаться существенным аргументом в пользу выбора иностранного курорта. Тем более что цены в Сочи или Алупке уже не сильно отличаются от цен на турецких и египетских курортах. А порой даже превышают их. Также эксперты отмечают, что в законопроекте указан «минимальный налог» в размере 100 рублей за сутки. А это значит, что в дешевых отелях фактический туристический налог может быть выше 1%.
Очевидно, что стремительное развитие внутреннего туризма в России требует улучшения инфраструктуры. Однако, как писала «Разумная Россия», к вопросу надо подходить комплексно. Не только придумывать новые налоги, но и привлекать средства отечественного бизнеса. Это уже происходит, достаточно вспомнить деятельность «Сбера» на алтайских курортах, который в том числе намерен увеличить пропускную способность местного аэропорта через его модернизацию.
Многие регионы не будут вводить сбор, так как он не окупит даже затраты на администрирование. Налог послужит катализатором развития для уже существующих рекреационных центров, но субъекты с низким туристическим потенциалом получат дулю с маслом. Для их развития придется искать другие источники пополнения бюджета.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...