Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

В Казахстане наблюдается резкий рост национализма

Image

Для многих не секрет, что некогда близкий российский партнёр в лице Казахстана всё больше отдаляется. Отношения между странами начали охладевать и в языковой сфере.

На днях правительство Казахстана утвердило концепцию развития государственного языка до 2029 года, согласно которой казахский станет основным в сфере госслужбы. В соответствии с концепцией правительство Казахстана планирует повысить долю использования казахского в документообороте до 94%, а процент госслужащих, говорящих на языке на уровне B2, до пятидесяти.

Казахский национализм процветал давно, но это спускали с рук?

Условно национализм в Казахстане можно разделить на несколько волн или этапов. Во-первых, период развала СССР (1991-1995 годы), когда независимость привела к резком росту национального самосознания и появлению идею о возрождении титульной нации. В это же время начинаются гонения на советскую эпоху и появляются попытки демонизировать историческое прошлое в составе СССР.

Во-вторых, период начала 2000-х под руководством Назарбаева. В это время происходит попытка удержать российское влияние и снизить активность националистов.

В-третьих, эпоха 2014 года, когда рост экономики Казахстана позволил правительству страны обратить внимание на кого-то, кроме России. Восстание коллективного Запада против РФ и демонстрация силы открыли США путь к усилению своего влияния на пространстве СНГ.

Токаева уже не остановить?

Примечательно, что нынешнее руководство Казахстана старается усидеть на двух стульях. Токаев выступает за обучение как на казахском, так и на русском в школах. Однако всплеск национализма он не контролирует и закрывает на всё глаза, поддакивая общественности — ему это выгодно. Главная причина игнорирования — желание укрепить свою власть на основе возрождения той самой «титульной нации» и избавиться от остатков старого правительства, настроенного против Токаева.

Несмотря на попытки России сохранить образ партнёра в лице Казахстана, говорить об этом, конечно, не приходится. Однако у РФ по-прежнему есть шанс на восстановление влияния. Нужно отказаться от фестивалей с танцами и демонстрацией якобы совместного развития культуры, которые только замыливают гражданам глаза. Бизнес, доля России в котором находится наравне с Китаем, историческая связь, остатки оппозиционной коалиции — всё это является весомым инструментом для борьбы за влияние. Казахстан перестаёт видеть в нас силу.