Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Украина переходит в оборону

Image

После очередного заседания ставки Зеленский заявил, что Украина завершает контрнаступление, которое не принесло ожидаемого результата, и начинает укреплять ключевые оборонные линии. Стране хватит мин и бетона.

Давно ожидаемое решение

Уже несколько недель западные военные эксперты и СМИ рекомендовали Киеву поменять стратегию боя. Зеленский и другие украинские политики постепенно готовили народ к непопулярной мере. Президент Украины внезапно засомневался, что страна все же попадет в НАТО и назвал в интервью Associated Press армию России «второй лучшей в мире». Ранее начальник Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов заявил о возможном сценарии затяжной войны. А депутат Верховной рады Алексей Гончаренко, комментируя решение ставки, добавил, что российский ВПК развивается «безумными темпами», так что «следующий ход можно ожидать от России».

Почему так произошло?

Дефицит ресурсов. Средств Киеву поступает все меньше и меньше. По данным министерства финансов Украины, в ноябре союзники пополнили украинский государственный бюджет на $2 млрд. Это наименьший объем финансирования за полгода. Европа планирует вернуть прежние темпы за счет передачи Украине замороженных российских активов, однако в рядах союзников нет единства. А большая часть помощи от США вообще остается в Штатах, как сообщили в The Washington Post. Также Украина получила лишь около 300 тыс. артиллерийских боеприпасов из 1 млн, который обещал Евросоюз. Есть проволочки и с поставками тяжелой техники.

Мало людей. Военкомам дают больше полномочий, но им с каждым месяцем все сложнее набирать в ВСУ свежую кровь. Как пишет Bloomberg, ситуация настолько плачевная, что Киев не будет публиковать данные о призыве в 2023 году. По потерям тоже все не так однозначно. Стороны занижают цифры. Однако, даже по самым скромным подсчетам, ВСУ потеряли порядка 70 тыс. военных, а по самым смелым (от Арестовича) — не менее 200 тыс. человек. Если ориентироваться на брифинги Минобороны РФ, то только за три летних месяца контрнаступления Украина пустила на убой 43 тыс. солдат. Атакующая сторона должна иметь превосходство в живой силе, но на поле боя такого не наблюдается.

Раскол элит. Западные СМИ наперебой пишут о том, что между военным и политическим руководством Украины в разгаре конфликт. The Economist считает, что Зеленский и Залужный поссорились на почве неудачного контрнаступления. The Week утверждает, что в Киеве из-за раскола «мрачные настроения». А Foreign Policy видит проблему в том, что на Зеленского слишком сильно давят разговоры об «усталости Запада от войны». Раскол ширится и между западными элитами. Любое решение по Украине встречает серьезное сопротивление. Ситуация настолько плачевная, что из Евросоюза могут выкинуть Венгрию, которая требует полного пересмотра отношения ЕС к Киеву.

Возможное контрнаступление России. В Киеве опасаются, что перед президентскими выборами в РФ Шойгу отдаст приказ о полномасштабной атаке, чтобы повысить рейтинги Путина. Россия к весне накопит достаточное количество боеприпасов, чтобы провернуть такое. Однако более вероятно, что РФ попробует взять Киев измором, ведь время работает сейчас именно на Москву. Текущая ситуация на фронте и так позволит Путину спокойно переизбраться президентом, а позиции Зеленского, наоборот, слабеют.

Конец активных действий со стороны Украины указывает, что страна не готова выполнять задачи, которые поставила перед собой прошлой весной. Новые ресурсы для масштабной атаки Киев уже вряд ли соберет, а значит, ограничится обстрелами тыла РФ. Однако это все временные меры, которые лишь оттягивают неизбежное. Если не случится чего-то экстраординарного, то Киеву придется заключать мирный договор с Россией на крайне невыгодных для себя условиях.