Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Учителя требуют повышения зарплаты

Image

Ряд регионов столкнулся с проблемой низких заработных плат у педагогов. В некоторых случаях оклады преподавателей не дотягивают до установленного МРОТ.

МРОТ растет, а зарплаты — нет

В результате проведенного профсоюзом «Учитель» исследования, выяснилось, что в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают половины МРОТ — составляют от 3 420 до 9 580 рублей, еще в 39% регионов оклады варьируются от 50 до 75% минимальной оплаты труда — от 9 668 рублей в Курской области до 14 091 рубля в Томской. В 9% регионов зарплаты от 75 до 100% МРОТ — от 14 449 рублей в Ростовской области до 16 157 рублей в Республике Татарстан. При этом в конце сентября мы писали о внесенном в Госдуму проекте о повышении МРОТ сразу на 18,5%, что гораздо выше инфляции. В 2024 году, по заявлению российского президента, минимальный размер оплаты труда вырастет до 19 242 рубля в месяц, но, как мы уже отметили, ряд регионов не может дотянуться до предыдущей планки.

Пагубное влияние низких зарплат учителей на образование

Из-за несоответствующей в большинстве случаев МРОТ, а также прожиточному минимуму зарплаты учителя вынуждены брать дополнительную нагрузку, в которую входит и второе классное руководство, и внеурочные занятия. Таким образом педагоги пытаются восполнить пробелы в заработной плате, но буквально выгорают на рабочем месте. Разумеется, это влияет и на успеваемость детей, и на усвоение новых знаний, и на весь образовательный процесс в целом. Дополнительная нагрузка отнимает силы и время на подготовку к новым занятиям, но это — вынужденная для педагогического состава мера. Недостаточная оплата труда, соответственно, отпугивает молодых специалистов, которые учатся на заочной форме обучения или уже получили высшее образование: выпускники педагогических университетов в большей мере стали отдавать предпочтение частным школам или репетиторству, где есть возможность получить существенный доход. На рынке труда уже зафиксирован кадровый голод среди учителей.

Система оплаты труда имеет погрешности

По мнению профсоюза «Учитель», в первую очередь необходимо пересмотреть систему оплаты труда педагогических работников — оклады должны быть не ниже двух региональных МРОТ, а базовая часть зарплаты составлять не менее 90%. При этом отмечается, что чиновники, ссылаясь на постоянный рост зарплат в рамках выполнения майских указов, преувеличивают реальные показатели по стране: так, например, сейчас учитывается надбавка за категорию квалификации учителей, которую возможно получить спустя два года работы в школе и после успешного прохождения аттестации. К сожалению, не все молодые специалисты готовы ждать столько времени, потому зачастую отказываются от профессии уже в конце первого учебного года.

Эксперты считают, что для недопущения ситуации, когда гарантированная часть оклада меньше минимальной заработной платы, в трудовом договоре оклад должен быть указан цифрами, а стимулирующие выплаты могут быть регулированы формулами и баллами. Кроме того, необходимо обязательное выравнивание окладов педагогов к установленному МРОТ по регионам, что даст возможность удержать имеющиеся кадры за счет оплаты, а также привлечь к работе молодых специалистов, готовых посвятить себя профессии.