Ситуация на топливном рынке страны вопреки прогнозам все же вышла из-под контроля и российское правительство объявило о введении временных ограничений на экспорт бензина и дизельного топлива. Исключением из правил стали поставки с целью гуманитарной помощи и в страны Евразийского экономического союза, которые, как уверяет кабмин, имеют незначительную долю в общем объеме международных продаж.
Точные сроки действия постановления не указаны. Его отмена планируется после «стабилизации внутреннего рынка» - устранения дефицита топлива в регионах и снижения цен для потребителей. В Минэнерго добавляют, что целью запрета также является борьба с серым экспортом, который стал одной из причин разразившегося топливного кризиса.
Результат не заставил себя долго ждать. За сутки АИ-92 подешевел более чем на 9% до 55,9 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — почти на 11% до 59,3 тыс. рублей за тонну, а дизель — на 14% до 61,4 тыс.
Как это работает?
С введением запрета российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) вынуждены увеличивать оптовые поставки на биржу, чтобы реализовать не ушедшие на экспорт объемы. На этом фоне оптовые цены на бирже будут снижаться до тех пор, пока не установится баланс спроса и предложения. По некоторым прогнозам, через неделю оптовая стоимость АИ-92 в европейской части России может опуститься до 50 тыс. рублей за тонну.
Но эта история касается исключительно опта. С розницей все иначе. У потребителей, увы, пока нет поводов для радости.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша уже предупредил, что стоимость бензина «пока не будет снижаться и продолжит расти в пределах инфляции».
Автолюбителям остается ждать, когда к нефтяным компаниям придет «дешевое топливо» (а это случится не завтра), и надеяться на умеренность их аппетитов.
Впрочем, изначально во главу угла ставился вопрос об удовлетворении высокого внутреннего спроса, а не ценовых ожиданий.
Угроза
«Неделю назад у нас речь шла о том, что нужны горюче-смазочные материалы (ГСМ) по какой-то сниженной цене, потому что сильно выросла цена, а сейчас речь идет вообще о другом. Нам нужно, чтобы в наличии были ГСМ», - заявлял глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев еще в начале сентября.
Он предупреждал, что из-за дефицита топлива под угрозой может оказаться успешное завершение уборочной кампании и сев озимых.
Зерновой провал в условиях грандиозных экспортных планов пшеницы явно не входил в планы кабмина. В связи с этим думается, что запрет не продлится дольше окончания осенней посевной кампании. И на существенное снижение розничных цен на топливо тоже рассчитывать не стоит.
Инициатива
«Разумная Россия» выступает за приоритетное обеспечение энергоносителями российских потребителей над зарубежными. Мы предлагаем определить ежегодную квоту поставок за границу, как некоторый постоянный процент от потребленных энергоносителей внутри РФ за предыдущий год.
Сейчас у компаний, добывающих газ, нефть и электроэнергию, нет никакого стимула расширять поставки на внутренний рынок, так как экспорт горазда выгоднее. И эту ситуацию, однозначно, необходимо менять.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...