Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Танец с бубном

Image

Первый полет опытного образца российского самолета SJ-100 с импортозамещенными системами наделал немало шума. Причем не только в Комсомольске-на-Амуре, где экипаж встречали с оркестром.

Мы услышали много, подчас, громких слов о невероятном «успехе многотысячных коллективов предприятий авиастроительной и радиоэлектронной отраслей» и о близких к рекордным сроках выпуска самолета. Но еще живы те, кто помнят иные времена в российской гражданской авиапромышленности. И в свете тех событий нынешний «успех» видится лишь вспыхнувшем огоньком на пепелище.

Взлет перед падением

Существует немало баек относительно успехов авиапромышленности СССР, которые исходили как от явно перестаравшихся патриотов, так и от вечных скептиков. Как бы то ни было, известный советский авиаконструктор Генрих Новожилов вспоминал: «…однажды Сергей Владимирович Ильюшин слетал на Ил-14 отдохнуть в Сочи… Вернулся он тогда, собрал нас и говорит: «Я посмотрел, кто пользуется авиацией: либо командированные, либо состоятельные люди. А мы должны сделать самолет, который был бы доступен широким массам советского народа». Это был 1955 год. И вот в 1956 году выходит постановление о создании самолета Ил-18. 4 июля 1957 года он взлетел. А 20 апреля 1959 года Ил-18 рейсом Москва—Адлер и Москва—Алма-Ата начал регулярные полеты на авиалиниях. И билеты на него стоили не дороже, чем проезд в купе поезда».

Было множество и других примеров успешного выпуска наших гражданских лайнеров. Но страна взяла новый политический курс.

Капитал решает все

Все изменилось после того, как Россия вошла в игру под названием «капитализм» и мировое доминирование на всех позициях стало нежелательным и невыгодным. Привыкшая считать себя крупной авиационной державой Россия отдала без боя нишу дальнемагистральных самолетов западным компаниям. При этом отечественная авиапромышленность в собственном государстве оказалась в роли падчерицы и была вынуждена выкручиваться всеми способами, чтобы выжить и хоть как-то и что-то производить.

Теперь, чтобы изменить ситуацию необходимо думать не только о замещении импортных деталей, но и создании таких правил игры, при которых инвестирование в производство станет не менее интересным, чем вложения в торговые сети.