Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Такая разная российская оппозиция

Image

Предвыборная кампания Бориса Надеждина и смерть радикального оппозиционера Алексея Навального невольно заставляют подумать о том, в каком состоянии сегодня находится российское оппозиционное движение. Кого можно к нему отнести? И насколько оно сильно и едино?

Бесконечные съезды иноагентов

2-3 февраля в Берлине прошёл первый съезд иноагентов. Ранее подобные встречи уже проводились, но сейчас решили как-то особенно выделиться. В Германии собрались известные российской аудитории Ходорковский, Касьянов, Пономарёв, Гудков, Гельман и многие другие журналисты и политики, внесённые Минюстом в реестр иноагентов, а некоторые - в перечень террористов и экстремистов.

Согласно репортажу «Медузы», почти никто из участников не понимал целей встречи. Участники выступили с дежурными речами о «диктатуре», врагах и необходимости помогать друг другу.

Таким образом, подобные встречи, на которых участвует «цвет российской политической эмиграции», не представляют из себя ровным счётом ничего. Между собой они не могут договориться даже о принятии формальной резолюции. Что уж говорить о перспективности появления какого-либо оппозиционного заграничного объединения.

Возрождение ФБК?

После ареста Алексея Навального ФБК окончательно ушёл в эмиграцию и по сути погрузился в «политическую кому». Сам ФБК отказывался как-то кооперироваться с остальными эмигрантами. Например, он последовательно игнорировал все подобные встречи иноагентов.

После вестей о смерти Навального, оказалось, что его дело готова продолжить жена - Юлия. Для начала она выступила на Мюнхенской конференции, потом пообщалась со Светланой Тихановской, а потом - записала ролик, где пообещала «бороться за страну».

Очевидно, что теперь вся деятельность Навальной и, вероятно, ФБК окажется под колпаком Евросоюза. Уже появилась новость о том, что она примет участие в заседании Совета ЕС по иностранным делам.

Большинство обозревателей уверены, что проект трансформации Навальной в новую Тихановскую вряд ли ожидает успех. Главная причина в том, что она оторвана от страны, что помешает создать ядро сторонников несистемной оппозиции внутри России. Нельзя исключать и фактор доверия к её фигуре, учитывая, что Навальная находится под непосредственным контролем кураторов ЕС.

Оппозиция внутри страны

Надо сказать, что предвыборная ситуация довольно неожиданно оживила внутриполитическую жизнь. Сначала сюрприз в виде Дунцовой, а потом и вовсе целая эпопея из очередей за подписью Борису Надеждину. Отметим, что даже после недопуска к выборам кандидаты всеми силами хотят продолжить свою политическую деятельность внутри страны. Дунцова стремится создать свою партию, а Надеждин - занять новые выборные должности.

После смерти Навального Надеждин сделал громкое заявление, сказав, что собирается продолжить дело оппозиционера, но другими методами. Судя по всему, такой же тактики придерживается и Дунцова. То есть действуют исключительно в рамках закона. Например, партия «Гражданская инициатива», выдвинувшая Надеждина, вместе с Дунцовой уже подали заявку на марш памяти Алексея Навального.

Получится ли у них? Наверное, вопрос риторический, учитывая всю сложившуюся обстановку военного времени, когда гайки закручиваются каждый день.

С очень большой долей оговорки к оппозиции можно отнести партию «Новых людей», которые выступают за нормализацию. Однако они не стремятся как-то поменять основной курс страны, выступая лишь против точечных решений.

Таким образом, сегодня российская оппозиция переживает тяжёлый период кризиса. За рубежом вся радикальная оппозиция находится в очень разрозненном состоянии. Такая тактика обречена на провал. Внутри же страны на фоне скорых выборов оппозиция чуть-чуть оживилась, появились новые лица. Но сегодня она вынуждена действовать осторожно, поэтому пока серьёзных результатов от неё ожидать не стоит.