Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Судьба африканских лидеров и что ждет президента Нигера?

Image

Положение свергнутого президента Нигера, Мохамеда Базума, ухудшается с ростом эскалации и возможности интервенции в страну. Если раньше задержанный президент получал хорошее питание и был на связи с госсекретарем США Энтони Блинкеном и президентом Франции Эммануэлем Макроном, то несколько дней назад условия содержание ухудшились. Теперь он вынужден питаться консервами и рисом, а его семья живет чуть ли не в катакомбных условиях.

Несмотря на тяжесть своего положения, Базум не теряет присутствия духа. Видимо, до него дошла информация, что власть военных мятежников пока довольна хрупка, и в любой день страны ЭКОВАС вместе с Францией могут начать обещанную интервенцию. Он вполне рассчитывает на восстановление своей власти, хотя это маловероятно — Базум представитель этнической группы диффа, это нигерийские арабы. Их всего 1,5% в стране, да и ярлык ставленника французов уже не отмоешь.

Тем не менее, Базум не подписывает документ об отставке. И, де-факто, остается заложником. Впрочем, большинство африканских диктаторов всегда сначала протестуют против своего свержения, оттягивая неизбежное до конца.

Из интересного — перевороты в Африке, несмотря на стереотипы, далеко не всегда заканчиваются смертями. Лидеры стран мятежного пояса (Мали, Нигер, Чад, Судан, Гвинея) после переворотов могли спокойно проживать свою жизнь и дальше. Экс-президент Мали Ба Ндау ограничился тремя месяцами домашнего ареста, после чего был отпущен. Альфа Конде, бывший лидер Гвинеи, также остался жив после переворота.

Президент Буркина-Фасо даже добровольно сложил свои обязанности. Единственный, кому не повезло — это Омар аль-Башир, экс-глава Судана, которого в итоге будет судить Международный уголовный суд, но даже это далеко от расстрела в подвале.

Дело в том, что перевороты в стране стали уже вполне привычной частью политического процесса. Как ни парадоксально, изначально антисистемное действие вполне себе вписывается в легитимную африканскую политическую практику. Перевороты становятся частью обычной жизни, своеобразным аналогом выборов и митингов на Западе, только, скажем так, с участием прямой демократии в лице толпы.

И военных, и общество в тех странах объединила ненависть к французам, поэтому попытки переворота пользовались поддержкой большинства населения, что в какой-то мере напоминает демократию в стиле «вече».

Судьба президента Нигера в любом случае предрешена, и ему бы, по-хорошему, стоит опасаться эскалации и интервенции — в таком случае, военные вполне могут расстрелять бывшего главу государства, чтобы иностранные силы не могли вернуть ему власть. Если же власть хунты признают, то Базуму позволят либо уехать, либо даже остаться в стране.

А как вы считаете, будет ли блок ЭКОВАС и Франция пытаться вернуть свергнутого президента на трон? Или же найдут нового ставленника, который их устроит?