Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Штаты нацелились на танкерный флот России

Image

Накануне был принят 13-й пакет санкций, в который попала крупнейшая судоходная компания РФ «Совкомфлот» и 14 принадлежащих ей танкеров. Ранее организация находилась в списке NS-MBS, однако после введения новых ограничений она была внесена в список NSD. Это означает полную блокировку активов компании в США и запрет на партнерство с американскими предприятиями.

Это уже далеко не первые ограничения против «Совкомфлота»?

Российский танкерный флот уже давно действует на нервы странам коллективного Запада, которые заинтересованы в снижении доходов РФ от продажи нефти. С помощью теневого флота Россия смогла обойти ценовой потолок, что позволило ей стабилизировать экспортный поток сырья на международный рынок. Именно поэтому США и их партнёры пытаются максимально ограничить возможности российских танкеров, блокируя им доступ к рынку.

Ещё в декабре прошлого года Штаты ввели санкции против трейдеров из Гонконга и ОАЭ, которые управляли переданными танкерами «Совкомфлота». Из-за этого шесть танкеров, которые перевозили порядка 5 млн баррелей нефти марки Sokol не смогли попасть в Индию. Помимо этого, ранее в список SDN были внесены «малоизвестные нефтетрейдеры с непрозрачной структурой собственности». Другими словами - это компании, сотрудничающие с российским теневым танкерным флотом.

Штаты меняют тактику?

Несмотря на ограничения, введённые ранее, Россия продолжала обходить потолок цен на нефть. На этом фоне в высшем руководстве Штатов начали призывать к отказу от потолочной политики из-за её неэффективности. Например, замминистра финансов США Уолли Адейемо заявил, что ценовой потолок на российскую нефть имеет меньшее значение, чем раньше.

Вместо этого в Белом доме приняли решение сконцентрироваться на увеличении издержек России при выстраивании альтернативных путей сбыта нефти. Попадание «Совкомфлота» в список SDN стало одним из пунктов на пути к увеличению издержек, так как риск вторичных санкций для всех контрагентов затрудняет внешнеторговые операции и вынуждает искать обходные пути, увеличивая затраты.

Ситуацию приятной не назвать, но и критичной тоже. Российская нефтгазовая отрасль не впервые будет вынуждена переживать штормовой этап. Период приживаемости серых схем поставок нефти за эти несколько лет показал, что санкционные риски не долгосрочны и со временем становятся относительно привычными для торговых партнёров России. Новые санкции, вероятнее всего, приведут к очередному росту дисконта на российское сырье, так как опасения иностранных компаний перед вторичными санкциями усилятся. Это может снизить нефтегазовые доходы РФ. Со временем ситуация стабилизируется, но насколько быстро? Это будет зависеть от фактической устойчивости российской экономики и её готовности к набирающему обороты 2024 году на фоне относительно успешного 2023.