Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Северная альтернатива

Image

Россия заметно отстает от своих планов, согласно которым в следующем году по Северному морскому пути (СМП) должно транспортироваться не меньше 80 млн., а к 2030-му уже 200 млн. тонн грузов.

Этот малоприятный факт озвучил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Он не исключил, что в этом году через СМП пройдет всего 34 млн. тонн груза вместо намеченных 36 млн. Есть риск не достичь поставленной планки и в 2024-м.

И грянул гром

Северный морской путь сегодня считается одним из самых перспективных проектов России в области транзитных грузовых перевозок. Но так было не всегда.

Расцвет российского Заполярья пришелся на первые два десятилетия после окончания Великой Отечественной, когда в СССР был создан мощный и единственный в мире атомный ледокольный флот. По интенсивности движения по СМП мировые биржи даже проводили анализ состояния экономики стран ближнего к нам Заполярья и на этом основании делали торговые и экономические прогнозы. Но после распада Страны Советов на Севере, как и везде, наступили хаос и запустение. Закрывались шахты и аэродромы, вымирали целые поселения и ветшали порты.

Интерес к этой альтернативной транспортной артерии вновь возник в 2014 году, когда коллективный Запад нанес первый санкционный удар. Тогда были приняты государственные программы развития и на Север, возрождать и отстраивать, поехали первые партии строителей, энергетиков и рабочих других профессий. Планировалось, что Северный морской путь позволит снизить затраты на транспортировку нефти и газа на азиатском и европейском направлениях.

Первые годы возрождения транспортного потока к жизни показали обнадеживающие результаты. Если в 1998 году по полярному маршруту прошли 1,4 млн. тонн грузов, то в 2018-м уже 19,6 млн. тонн. К 2022-му этот показатель вырос до 34 млн. тонн. Но на этом все. Дальше «заплыть» не удалось.

Дефицит

Сам Чекунков не скрывает, что для перспективного развития маршрута нужно, прежде всего, создавать базы обслуживания судов и строить новые ледоколы.

Но где и кому? Вот в чем вопрос. Балтийский завод — единственная верфь, где выполняют заказы по созданию атомных ледоколов. Для пополнения флота необходимыми единицами ему потребуется немало времени и квалифицированных рабочих, которые сейчас в большом дефиците. И решить вопрос кадрового голода завозом трудовых мигрантов не получится. Все же, проектирование и строительство судов, установка электроники и ядерных энергетических блоков не равносильны подметанию улиц и кладке тротуарной плитки.

Квалифицированных рабочих нужно не только вырастить, что уже непросто, но и удержать хорошей зарплатой. В противном случае не стоит строить грандиозных планов. Не зря товарищ Сталин говорил - кадры решают все.