Госдума приняла законопроект о защите русского языка. С 1 марта 2026 года будет запрещено оформлять вывески, таблички и информационные материалы на латинице. Также запрет коснется названий жилых комплексов и микрорайонов. Законопроект с 2023 года значительно смягчился и оставил предпринимателям свободу выбора.
Тонкие грани
Инициативу рассматривали почти два года не просто так. При её разработке выяснилось, что законодателям очень сложно провести границы между рациональным или даже вынужденным использованием англицизмов и злоупотреблением латиницей. На первую версию законопроекта дало отрицательный отзыв правительство, отметив, что вывески на иностранных языках нужны туристам. Против инициативы выступили и представители бизнеса, которые испугались, что слишком жесткие рамки закона станут поводом для массовых штрафов предпринимателей.
В итоге законодатели пошли на уступки. Перевод табличек и указателей на другие языки не исключается полностью, но кириллица должна присутствовать в первую очередь. Также ограничения не касаются зарегистрированных товарных знаков и названий брендов. Wildberries в «Ягодку» не превратится. Из закона исключили статью, по которой сообщения в информационных программах государственных СМИ должны были бы транслироваться только на русском языке.
Во время заседания Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России Владимир Путин заявил, что в общественном пространстве следует использовать кириллицу. А также надо избавляться от заимствований. Однако с этим могут возникнуть проблемы. По данным Института русского языка имени В. В. Виноградова, лишь 40% слов из активного словарного запаса россиян можно отнеси к исконно русским. Также достаточно много слов имеют спорную этимологию, или настолько срослись с нашим языком, что потеряли изначальное иностранное звучание, а порой и смысл. Есть и слова, не имеющие аналогов в русском языке.
Самое главное, как будет применяться новая норма. Во многих регионах и городах страны уже несколько лет действуют соответствующие ограничения, но люди следуют им неохотно. А, например, в Саратове из замены англицизмов сделали «охоту» за недобросовестным бизнесом, побуждая граждан писать доносы. Важно, чтобы федеральная норма действительно использовалась для защиты русского языка, а не выступала инструментом давления на предпринимателей или способом самоутверждения ура-патриотических общественных организаций, делающих пиар на скандалах.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...