Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Рискованный шаг

Image

3 октября Армения ратифицировала Римский статут Международного уголовного суда (МУС). Несмотря на противодействие оппозиции, правящей фракции хватило своих голосов для его ратификации. Итого: 60 - «за», 22 – «против».

Поможет ли это Армении?

Глава правительства Никол Пашинян сказал, что Армения запустила этот процесс, потому что хочет, чтобы события сентября 2022 и мая 2021 годов, когда происходило обострение военного конфликта, расследовал Международный уголовный суд. Он добавил, что это поможет повысить безопасность страны в условиях, когда ОДКБ не выполняет свои обязательства перед Арменией. Напомним, что после того, как Россия не осудила действия Азербайджана в сентябре 2022 года, Ереван отменил у себя учения ОДКБ в 2023 году.

Однако МУС наверняка будет бессилен в данной ситуации. Во-первых, сам орган за всю свою историю показал свою «нулевую эффективность». В этом можно полностью согласиться с мнением Медведева. Во-вторых, Азербайджан не ратифицировал Римский статут. Поэтому он может спокойно заявить, что юрисдикцию суда он не признает и никаких решений исполнять не будет.

Тогда зачем?

На самом деле, ратификация Римского статута Арменией представляет собой антироссийский политических жест. Скорее всего, этого потребовали западные страны после обращения Пашиняна с просьбой продать стране оружие. Напомним, что сам премьер говорил о необходимости диверсификации политики в сфере безопасности и сетовал на то, что Армения в этом аспекте на 99% зависит от Москвы.

Всё стало ясно в этот же день, когда глава МИД Франции приехала в Ереван на встречу с руководством Армении. Министр заявила, что в Париже согласились передать государству военную технику.

Реакция России

В Москве к ратификации Римского статута Ереваном отнеслись ожидаемо негативно. Песков признал это решение «некорректным». А источник из МИДа предупредил Армению о крайне негативных последствиях для двусторонних отношений.

Ранее в марте 2023 года палата МУС выдала ордер на арест президента России Владимира Путина. Очевидно, что решение суда было исключительно политизированным. В Москве назвали его «ничтожным» и не признали. Однако из-за этого Путин не смог поехать на саммит БРИКС в ЮАР, которая уже давно одобрила Римский статут. Теперь же Путин, похоже, не сможет приехать и в «дружественную» Армению. Если Армения пошла на это, значит, Пашинян поставил высокие ставки на западную военную поддержку.

«Негативные последствия»

У России остаётся достаточно рычагов давления, чтобы воздействовать на власти Армении. Во-первых, в стране находится российская военная база Гюмри с контингентом около 4 тыс. военных. Она отвечает за обеспечение безопасности в центре региона. Это козырь в руках Москвы может иметь существенное влияние на принятие решений в Ереване. Во-вторых, экономика Армении очень сильно зависит от России. Ереван импортирует 78% потребляемой энергии в основном из России. Огромную роль в армянской экономике играют российские инвестиции. И вообще экономические связи между странами настолько тесны, что именно Армения ощутит более болезненный удар при их деформации.

Поэтому начало политической игры Еревана на два фронта в сегодняшних геополитических реалиях представляется весьма плохой затеей. Особенно если это касается вопросов безопасности. Армения рискует оказаться зажатой между двумя геополитическими противниками, испытывая серьёзное давление с обеих сторон. И вот тогда придётся непросто.