Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Работа учителем до гробовой доски

Image

К 2030 году более 30% учителей математики и физики будут старше 60 лет, выявил Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС. При этом лишь 10-12% педагогов этих профилей моложе 29 лет. Многие из них в итоге уходят из школ в репетиторство, где больше зарплаты и меньше бюрократии.

Работа на себя или работа на бумажки

Доля преподавателей математики старше 60 лет к 2030 году возрастет с текущих 23 до 32%. А учителей физики - с 28 до 35%. Наблюдается почти трехкратный скос в сторону пожилых педагогов, а значит после их ухода на пенсию в системе образования появится кадровая дыра. При этом эксперты отмечают, что в целом число молодых учителей растет с 2017 года, но темп этих изменений слишком медленный.

В материале РАНХиГС обращает на себя внимание факт, что исследование проводилось по данным Росстата, а также государственного статистического наблюдения Минпросвещения. Однако в последние годы информация от этих ведомств подвергается критике на самых высоких уровнях. В феврале спикер Госдумы Вячеслав Володин обвинил Минпросвещения и Минобрнауки в сокрытии проблемы дефицита учителей. Позитивные данные ведомств не бились с цифрами от ФСО, озвученными президентом России, по которым 33,2% опрошенных россиян пожаловались на нехватку преподавателей математики, а 24,1% россиян - на нехватку учителей физики. Также в 2023 году вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что стране не хватает 11 тыс. учителей. В профсоюзах называли совсем другие данные, якобы дефицит составляет от 50 до 250 тыс. педагогов.

Масштаб проблемы, которую обозначили в РАНХиГС, может быть куда больше. Но из-за искаженной статистики оценку провести сложнее. Все чиновники и эксперты сходятся в одном - молодые учителя предпочитают традиционным школам репетиторство. Причин много: высокие заработки, удобный график, удаленный формат работы, отсутствие бюрократии и дополнительной идеологической нагрузки, а также оравы начальников и привязки к рекомендованным методическим материалам. Но отрасль бы быстро загнулась, если бы не было спроса со стороны родителей и детей. А он есть, да еще какой. В 2024 году спрос на репетиторов увеличился на 20%, а по некоторым предметам - на 80%. Также около 80% школьников 10-11 классов уверены, что без дополнительных занятий с репетитором или на курсах невозможно успешно сдать ЕГЭ.

Выводы из всей этой статистики очевидны - школы в текущем виде не удовлетворяют потребности ни учителей, ни учеников. Из-за этого обучение переходит в новые более свободные и гибкие форматы, которым активно противится государство. Однако пока никакой достойной альтернативы оно предложить не может, поэтому идет по пути запретов и принудиловки. Например, стратегия развития образования РФ до 2036 года предполагает полное устранение репетиторства.

Однако непонятно, как профильные ведомства планируют бороться с дефицитом учителей, если ориентируются на недостоверную информацию. «Разумная Россия» в одной из инициатив предлагала ежегодно собирать социально-значимую статистику для определения важных проблем РФ. Данные по нагрузке и заработкам учителей непременно должны войти в эту категорию, чтобы обеспечить стабильное развитие российской сферы государственного образования.