Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Противоречивая фигура

Image

Владимир Зеленский объявил об отставке министра обороны Украины Алексея Резникова, место которого вскоре займёт Рустем Умеров. И если уход первого почти ни для кого не стал сюрпризом, то кандидатура второго вызвала массу споров и предположений.

Предсказуемая отставка

Несмотря на формальное объяснение Владимиром Зеленским причин отставки Алексея Резникова – мол, после 550 дней конфликта «нужны новые подходы и форматы», – реальные мотивы куда более прозаичны и политичны. В первую очередь – коррупционные скандалы вокруг украинского Минобороны, которое втридорога закупало продовольствие для армии и «химичило» с контрактами на приобретение вооружения. По данным The New York Times, на счетах поставщиков «безвозмездно» осело порядка 980 миллионов долларов.

Западные кураторы с самого начала спецоперации давили на Киев, требуя гарантий «чистоты» рядов чиновников и сохранности военной помощи. При этом союзники возлагали большие надежды на летнее контрнаступление. После его провала Резников и сам был заинтересован в освобождении от «расстрельной» должности.

«Человек Эрдогана» и главный обманщик России

Публикации о скором назначении министром обороны Украины 41-летнего Рустема Умерова появились аккурат перед визитом Эрдогана в Сочи и предстоящей поездкой Зеленского в США. Фигура весьма противоречивая: являясь членом оппозиционной партии «Голос», Умеров участвовал в мирных переговорах с российскими дипломатами в первые месяцы СВО и встречах, посвящённых зерновой сделке. «Результаты» обоих мероприятий известны.

Став депутатом Верховной рады в 2019 году, Умеров отвечал за «программу по деоккупации Крыма». В качестве крымско-татарского активиста он замещал и главу украинской делегации в ПАСЕ, которая специализировалась на показательных русофобских истериках. Умеров не раз называл Донбасс и Крым «красными линиями» Украины, которые та ни за что не уступит Москве.

Одной из заинтересованных в Умерове стран эксперты называют Турцию, президент которой Реджеп Тайип Эрдоган взял на себя роль покровителя крымских татар со стороны НАТО. Умеров трудился топ-менеджером «дочки» турецкой компании Turkcell, близкой к семье Эрдогана, и, вместе с тем, был связан с фирмой «Химкет» Фетхулахха Гюллена – лидер Турции считает организацию террористической и обвиняет в попытке военного переворота и покушении на себя в 2016 году. Поэтому станет Турция ближе к Украине и дальше от России – большой вопрос.

Радикал с Запада

Рустем Умеров годами числился советником Мустафы Джемилева – одного из главных организаторов блокады Крыма после его воссоединения с РФ. А старший брат Умерова Руслан преданно спонсирует запрещенную в России экстремистскую организацию «Меджлис крымско-татарского народа».

При этом оба получили образование в Штатах, с которыми сейчас связан бизнес Руслана. По мнению политологов, Умеров-младший как политик сформировался в Международном республиканском комитете США и теперь является идеальным министром (читай – проводником интересов Запада) для Украины, которая сама ничего не решает.

Как и его предшественник, Умеров вряд ли возьмётся непосредственно за руководство войсками на фронте: должность главы украинского Минобороны – скорее административная, сродни завхозу, с уклоном в общение с союзниками. Но появление среди чиновников очередного радикала, тесно связанного с Вашингтоном, не предвещает ничего хорошего. Впрочем, есть вероятность, что Зеленскому на фоне военных неудач нужен сам факт кадровой перемены. Но, как известно, от перестановки мест слагаемых...