Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Протесты польских дальнобойщиков приобретают масштабный характер

Image

Польские дальнобойщики сообщили, что собираются удерживать блокаду украинских фур на границах до февраля следующего года. Тем временем бунт уже активно распространяется по соседним странам. Так, на борьбу с местными властями вышли молдавские фермеры, которые требуют у Санду ввести ограничения на украинское зерно. Более 3 тыс. фур Украины также были заблокированы на границе со Словакией.

Это только начало: Польша провоцирует новый виток протестов?

Стоит отметить, что Варшава дистанцировалась от конфликта на границах. Связано это с тем, что новое правительство, не успевшее закрепиться после выборов, не видит для себя решение с минимальными потерями. В любом случае Польша либо превратит в ад жизнь отечественных производителей, либо потеряет кредит доверия в рамках Евросоюза. Судя по всему, Варшава решила бороться с митингующими игнорированием. Однако общественная поддержка только подливает масло в огонь.

Примечательно, что протестные настроения подхватывают именно прибалтийские страны, граничащие с Украиной. Причина проста - как бы власть ни пыталась сформировать дружественный и братский образ, активизация Украины в регионе грозит прибалтам потерей позиций на местном рынке, а также вынужденным присоединением к ответственности за конфликт с Россией. А привилегированное положение Украины не позволяет им в полной мере проводить протекционистскую политику.

Вероятно, вслед за Моллавией и Словакией протесты могут вспыхнуть в Румынии и Венгрии. Таким образом Украина будет в большей степени окружена, что позволит прибалтийским странам выдвигать коллективные политические и экономические требования. Выгода в таком исходе событий есть - положение Украины можно будет использовать для ослабления власти Зеленского и демонстрации киевской несостоятельности.

Зеленский не может занять твёрдую позицию, а активисты всё только портят?

Президент Украины на прошедшем зерновом форуме высказался по поводу протестных настроений в прибалтийском регионе. Однако речь не содержала ярких и радикальных заявлений или призывов. Зеленский попытался выдать происходящее за внутреннюю проблему Польши, опустив протесты в других странах, а также заявил, что уверен в том, что Варшава разберётся со всем сама.

Тем временем активисты, привыкшие к радикальным методам борьбы, вышли на границу с Польшей с лозунгом «Сл*ва Украине, смерть ляхам!». Сообщается, что на приграничных пунктах были зафиксированы стычки между украинскими и польским дальнобойщиками. Киевские активисты требуют ввести ответные ограничения на перевозку продукции из стран, где проходят протестные акции.

Но Зеленский не спешит выполнять требования, несмотря на то, что протесты уже принесли общий убыток в 400 млн долларов. К тому же на заблокированных границах стоят фуры с военной техникой и дронами. Причина такого выжидающего поведения, вероятно, заключается в том, что без помощи Евросоюза у Украины нет рычагов давления на соседей, а Брюссель тем временем всё ещё не отреагировал на факт ущемления украинских перевозчиков.

Протестные акции наносят большой ущерб Украине. Они не только ограничивают экспортные возможности, но и влияют на импортные показатели. Более 25% СПГ, потребляемого Киевом, транспортируется через польскую границу. Однако в нынешних условиях высок риск возникновения дефицита топливного газа. Неуверенность Украины усугубляется внутренней политической борьбой, на которой сконцентрировался Зеленский. Вероятно, Киев надеется на помощь со стороны правительства Туска, которое приступит к работе в середине декабря.