Крупнейшая объединенная киносеть «Синема Парк» и «Формула кино» планирует в 2025 году сдать часть помещений в аренду фитнес-клубам. Таким образом россиян хотят заманить обратно в зрительные залы. Помимо низкой посещаемости у кинотеатров есть и другие проблемы, которые вряд ли получится решить в ближайшие годы.
Лучше дома посмотрю
В интервью РБК глава сети кинотеатров Алексей Васясин обозначил новый вектор развития своего бизнеса. Россиян будут заманивать экосистемой. Кинотеатры займутся кросс-промоушеном. Это когда несколько компаний реализуют совместные программы по привлечению клиентов. В одной локации будут работать кинотеатры, рестораны, фитнесс-залы, книжные магазины и другие досугово-развлекательные точки. Эта мера должна увеличить поток клиентов, а также снизить затраты на аренду помещений. По словам Васясина, владельцы недвижимости отказываются от системы скидок, что значительно увеличивает затраты кинотеатров.
Сейчас кинобизнес переживает сложный период. С января по март кинотеатрам удалось продать только 39,3 млн билетов, что близко к показателям марта 2022 года, когда людям было не до веселья, а крупнейшие голливудские студии только-только отменили прокаты картин в России. Болезненно сказалась на отрасли и пандемия. До нее, для сравнения, в первом квартале 2017 года кинотеатры продали 65 млн билетов. Были у кинозалов удачные недели и в смутное время. Например, с 1 по 7 января 2024 года кассовые сборы составили рекордные 5,8 млрд рублей. Но это скорее вспышки былого величия и грамотное распределение выхода в прокат отечественных топовых картин, чем признаки преодоления кризиса.
В чем причина низких посещений кинотеатров? В первую очередь, проблема в скудности «меню» после ухода голливудских кинокомпаний. Их продукцию заменили отечественными фильмами, которые сильно уступают в качестве и пиаре. Преграду попытались преодолеть с помощью показа спираченных западных картин. Но часть фильмов не попадает в прокат из-за ограничений Минкультуры. К тому же возникли серьезные споры с правообладателями, что может негативно сказаться на их возвращении на рынок РФ. Некоторые кинокомпании, вроде Sony Pictures, даже обратились в суд с требованием получить от кинотеатров финансовую компенсацию за незаконный показ картин.
Вторая важная причина оттока россиян из кинозалов - бурное развитие онлайн-кинотеатров. Этот рынок растет кратными темпами и для многих граждан стал более дешевой и удобной альтернативой. Особенно важным в период потери доходов для граждан оказался финансовый стимул. За цену билета в кинотеатр человек получает доступ к тысячам фильмов на целые месяцы. Власть также видит больше перспектив в развитии именно онлайн-сегмента. Доля российских сериалов в отечественных онлайн-кинотеатрах уже превысила 40%. И у ж тем более в плюсе кинопроизводители, для которых создание картин для цифровых платформ проще, дешевле и быстрее.
Частично вина за упадок кинотеатров лежит и на государстве. В России так и не смогли создать ксеноновые и лазерные проекторы, которые производят за рубежом. Импортозамещение было направлено на другие сферы, более важные с точки зрения суверенитета и безопасности страны. К тому же в последние годы усилилось цензурное давление, которое ограничивает кинотеатрам пространство для маневра. Очевидно, что преодолеть кризис сфера кино сможет только совместно с правительством. Но пока что проблемы кинотеатров находятся на периферии внимания чиновников.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...