Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

04 мая 2023

Image

Покупаем меньше

Росстат снова публикует не очень приятные цифры. Из свежего обзора следует, что россияне сократили покупки еды и товаров до минимума за 13 лет.

С чем именно связаны такие цифры понять несложно, некоторая часть с активным потреблением покинула родину, часть граждан стали чуть больше экономить. Или не чуть?

Возможно, инфляция, которая официально совсем небольшая (например, по сравнению с Турцией, где цены выросли почти в два раза за последний год), отпугивает потенциальных покупателей, и граждане теперь покупают только самое необходимое?

Что именно говорит Росстат?

По итогам первого квартала 2023 года оборот розничной торговли в РФ упал на 7,3% в годовом выражении. Хотя инфляция в России замедлилась и составляет, по официальным данным, лишь 2,5%, продажи продуктов питания снизились на 3,4%. Продажи непродовольственных товаров оказались на 10,6% ниже, чем в январе–марте прошлого года, вопреки потокам параллельного импорта, которые правительство оценило в $20 млрд за год.

В реальном выражении — с учетом накопленной инфляции — оборот российской розницы упал ниже уровней 2011 года, подсчитали аналитики MMI.

Что говорят эксперты?

«Население сохраняет относительно скромный аппетит к внутреннему потреблению и пытается растянуть во времени использование уже имеющихся товаров длительного пользования», — указывает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка.

Стоит напомнить, что в 2021 года наблюдалась аналогичная ситуация. Тогда снижение было еще сильнее. Коммерсантъ писал, что покупатели сократили на 13-60% расходы на покупку овощей и фруктов, мяса, хлебобулочных изделий и муки со ссылкой на данные исследования.

Тенденция, прямо скажем, не очень. При этом безработицы в стране практически нет. Почему же граждане сокращают свои расходы уже достаточно длительное время? Напомним, что покупательская способность – базовый показатель стабильности экономики.

А вы, уважаемые читатели, стали покупать меньше? Права ли статистика?