Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Пока очередной гром не грянул

Image

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой взять под контроль государства все гидротехнические сооружения страны. Он также напомнил правительству о необходимости проведения ревизии подобных объектов. Между тем, масштабная инвентаризация ГТС проходила не так давно - в 2020-м после наводнения в Иркутской области.

Первый звоночек

Тогда по предварительным оценкам Ростехнадзора и Ространснадзора в стране насчитывалось от 10 до 20 тысяч бесхозных гидротехнических сооружений. Многие из них представляли опасность для людей. Сокращение их числа отнесли к «вопросу обеспечения национальной безопасности России» и рьяно взялись за работу. Незначительную часть таких ГТС ликвидировали, некоторым нашли собственника. Как правило, ими становятся муниципалитеты, бюджетов которых подчас не хватает даже на собственное содержание. Сколько еще осталось бесхозных ГТС, сегодня не скажет никто. Но они есть, их много.

Несмотря на то, что капитальный ремонт дамб и плотин на федеральные деньги тоже начался, но все это оказывается каплей в море. Так, например, в прошлом году в рамках госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» была запланирована реконструкция всего 100 ГТС в 44 регионах.

Новая беда

Ситуация в Оренбургской области показала, что в стране проблемы не только с ГТС советской постройки, но и с вполне современными объектами. Дамбу в Орске возвели в 2014 году, потратив из областного бюджета порядка 900 миллионов рублей. Заказчиком проекта выступило ГУП «Облжилкомхоз», генподрядчиком - компания «Спецстрой-3» из Новотроицка Оренбургской области.

После сдачи дамбы в эксплуатацию главный инженер Любовь Баева даже получила муниципальную награду «За добросовестную службу» II степени. Но вскоре Федеральная служба финансового надзора выявила факт необоснованного расходования бюджетных средств при исполнении контракта. Экспертиза ведомства показала, что заказчик оплатит подрядчику более 50 миллионов рублей за работы, которые в реальности не были выполнены. Судебные разбирательства завершились тем, что предписание Финнадзора было признано незаконным.

О деле забыли, а траты на содержание и эксплуатацию ежегодно снижались. Если в 2018 году на эти цели из городского бюджета было потрачено 2,7 миллионов, то в этом было заложено всего 1,6 миллионов.

Окончательные причины прорыва дамбы в Орске покажут только технические изыскания, но уже сейчас понятно, что жадность, халатность и надежды на русский авось сыграли в этом не последнюю роль. В целом, система гидротехнических сооружений страны в плачевном состоянии и одним государственным надзором ситуацию не исправить.