Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Поиски Грааля для бюджета вышли на новый уровень

Image

Кооператив экс-руководителей ЮКОСа был создан в 1997 году. Расследование, в котором фигурировали активы топ-менеджеров, началось в 2005 году, однако решение о конфискации активов было принято спустя 17 лет - в 2022 году, но не было исполнено. Теперь же Одинцовский городской суд Подмосковья удовлетворил иск Генпрокуратуры и обратил коттеджный поселок «Яблоневый сад» в доход государства. После вступления судебного решения в силу активы реализуют с аукциона для погашения налоговых недоимок.

«Яблоневый сад» раздора

По версии следствия, кооператив, конечными бенефициарами которого признали экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского (признан иноагентом) и бывшего вице-президента Леонида Невзлина (также признан иноагентом), использовался для «легализации доходов, незаконно приобретенных в результате преступной деятельности» бизнесменов и подконтрольных им лиц. Земля и недвижимость «Яблоневого сада» была арестована в качестве обеспечительной меры в уголовном деле. Мещанский суд приговорил предпринимателей к девяти годам заключения, в том числе за неуплату налогов, а также удовлетворил гражданский иск ФНС о взыскании ущерба в 17,4 млрд. руб.

Казна пустеет, милорд

В 2024 правительство России на оборону и силовые органы планирует потратить 14 трлн рублей - это 38% от всех бюджетных расходов. В сравнении с прошлым годом траты выросли на 70%, с 2021 - на 300%. Бюджет нынешнего года характеризуется сильным ростом трат (36,6 трлн. рублей), при этом четкой картины по доходам в казну как таковой нет. Сможет ли прибыль от налогов и экспорта перекрыть расходы - вопрос стечения обстоятельств и внешней конъюнктуры.

Казалось бы, при чем здесь поправки в закон о конфискации?

Логичным остается вопрос: откуда возникнет профицит, перенаправленный на «оборонку»? Принцип увеличить доходность простой, как у маркетологов и бизнес-тренеров, - не можешь меньше тратить, значит, нужно больше заработать. В ситуации с антироссийскими санкциями надеяться на рекордную выручку от экспорта не приходится. Именно поэтому Минфин установил базовые нефтегазовые доходы в 8 трлн. рублей и заранее не брал на себя обязательства по расходам поступлений выше этой планки.

Среди вариантов поднять кэш остался последний и очевидный. Но и тут не все так радостно. В преддверии президентских выборов поднятие налоговых ставок - не самое лучшее решение. Верить в то, что статистика правонарушений поднимется и, соответственно, увеличится количество штрафов, тоже ненадежно. Увеличение налога на сверхприбыль для предпринимателей может помочь, но кардинально ситуацию не изменит.

Однако парламентарии нашли выход - закон о конфискации имущества за фейки о ВС РФ. Взять тот же кооператив Ходорковского, общая стоимость которого в 2006 году исчислялась десятками миллионов долларов. Недвижимость поскромнее есть также у Пугачевой и других релокантов. Кроме того, закон предполагает лишение не только имущества, но и других ценностей, используемых или предназначенных для финансирования преступной деятельности против безопасности Российской Федерации. Например, авторское право на продукты, от которых также есть возможность получить прибыль в бюджет.

Проблема с дефицитом бюджета тактично умалчивается, однако, судя по инициативам депутатов, стоит остро. Вероятно, за этот год мы еще увидим немало подобных законов, направленных на конфискацию чего бы то ни было, и результаты их применения. Успокаивает одно: большей части россиян бояться нечего, потому что терять, по сути, тоже нечего.