Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

«Почта России» спустит с молотка часть имущества

Image

Это не сможет сильно поправить финансовую ситуацию, а лишь отсрочит на время грозящий компании дефолт. Убытки и долги растут, а государство не спешит на помощь стратегически важному предприятию.

На торги будут выставлены почтамты, расположенные в центрах городов, объектах культурного наследия и памятниках архитектуры. Какие именно — решит специально созданная рабочая группа, сообщил гендиректор «ПР» Михаил Волков. На аукционе могут выставить такие объекты, как комплекс зданий бывшего Московского императорского почтамта и телеграфа и Главпочтамт в Санкт-Петербурге.

Насколько они будут интересны бизнесу — спорный вопрос, если учесть, что передача коммерции исторических зданий всегда вызывает в обществе резонанс и протест. Возможно, на это и рассчитывает руководство «Почты», дабы привлечь к своей проблеме внимание власти.

Проблемы надо было решать по мере поступления

А зрели они давно. Еще в 2021 году правительство выделяло «Почте России» помощь в размере 5 млрд рублей. Основная часть денег ушла на модернизацию 632 отделений в небольших и труднодоступных населенных пунктах.

Волков сообщил, что долг компании по итогам 2022 года составил 133 млрд рублей, а текущий год она завершит с чистым убытком в размере от 27 до 38 млрд руб. Еще в сентябре Валентина Матвиенко пыталась обратить внимание Совфеда на финансовую дыру в «Почте» и призывала искать решение проблемы.

Глава Минцифры Максут Шадаев давал поручение руководству почтового оператора подготовить предложения по оптимизации затрат и поиску дополнительных источников доходов, но пока идеи Волкова свелись к просьбе средств — рефинансировать долги за счет ФНБ и обеспечить работу отделений путем сбора денег с маркетплейсов. Это одобрения в Москве, мягко говоря, не вызвало.

Всем обязана и должна

Сложность «Почты России» в том, что она является по факту коммерческой организацией и одновременно связана по рукам и ногам обязательствами перед государством: должна осуществлять почтовую связь по утвержденным ФАС (и заведомо невыгодным) тарифам, как игрок системы юридически значимого документооборота обязана доставлять повестки, претензии, иски, договоры. Утвержденные расценки не меняются годами, а затраты на логистику, содержание техники, операционную деятельность растут быстро.

Компания обязана иметь по нормативам численности населения свои отделения (около 31 тысячи) в самой глуши. При этом имущество ПР является собственностью государства. И делать с ним без согласования Росимущества и Минцифры ничего нельзя, но содержать этот балласт надо за свой счет.

В итоге, имея огромные социальные обязательства, компания не может развиваться по законам рынка как настоящая коммерческая организация. Более того, она лишена преференций, в отличие от других монополистов в России. При общем росте зарплат курьерских служб, почтальоны массово увольняются из-за непомерных нагрузок и снижения доходов.

У власти два пути — либо взять на себя обязательство финансирования неликвидного, но значимого для государства субъекта, либо отпустить его в свободное плаванье без «кандалов».