Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Почему проверки бизнеса не работают?

Image

Взрыв в Махачкале унес жизни 33 человек, больше сотни раненых. Точные причины взрыва определит следствие, предварительные выводы и мнения говорят о том, что катастрофа произошла из-за нарушения техники безопасности.

Сначала звучали версии о теракте, что понятно в военное время. Соблазн списать все на происки противника очень велик, ведь тогда не придется исправлять ошибки и наводить порядок в целых отраслях. Однако, халатность может быть также, и даже более опасна, чем осознанное вредительство или деятельность врага.

Несмотря на то, что взрыв случился не конкретно в АЗС, проверки начались именно в них. Хотя непосредственно мощность взрыва в 35 тонн тротилового эквивалента, которая и стала причиной большого количества погибших, появилась из-за хранения селитры в автосервисе и ее возгорания. Как и зачем она там хранилась, теперь будет определять следствие.

Опасность техногенных катастроф в их резонансе. Общество находится в шоке от внезапной смерти большого количества людей, которые приходятся кому-то родственниками и детьми. Люди начинают требовать разбирательств, власть обязана реагировать, и в итоге общественность узнает, что проблема носит системный характер.

Техногенная катастрофа рискует перерасти в политический кризис, так как почти всегда причиной ЧП становится либо коррупция, либо системная халатность. Зачастую эти явления взаимосвязаны.

Можно вспомнить недавний кейс землетрясения в Турции при Эрдогане, которое чуть не стоило ему карьеры. Дело в том, что оппозиция узнала о масштабной коррупции в строительной сфере, которая была обеспечена партией Эрдогана. Здания строились из дешевых материалов, что и стало причиной таких больших разрушений и смертей.

Эрдогану пришлось свернуть все свои геополитические авантюры и полгода заниматься внутренней политикой. А оппозиция смогла собрать достаточно голосов для проведения второго тура, где отрыв был совсем небольшим.

В России трагедии также часто становились причиной политического недовольства и выступлений. После пожара в ТЦ «Зимняя Вишня», где погибло большое количество детей, в Кемерово начались стихийные митинги. Люди требовали наказания для всех виновных, включая региональные власти, которые допустили злостную коррупцию. В итоге в отставку ушел многолетний губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, пусть и не сразу и явно с неохотой.

Дагестан известен своими проблемами в социальной сфере. Регион довольно горячий, и нынешняя трагедия должна стать причиной для масштабных перестановок и проверок. Проблема в том, что система штрафов просто не работает — владельца взорвавшейся АЗС несколько лет назад штрафовали за работу без лицензии. Штраф был смехотворен — 4 тыс. рублей для бизнесмена это просто копейки.

Штрафы копятся, как и неутешительные выводы проверочных инспекций касательно противопожарной безопасности. Но о них узнают лишь тогда, когда уже случилась трагедия. Каким-то образом предприятия продолжают спокойно работать, хотя буквально представляют собой бомбу замедленного действия, которая когда-нибудь, но обязательно рванет.

Пора менять суть проверок — они должны стать не инструментом по выбиванию взяток из бизнеса, а способом, который определяет, ответственный бизнесмен перед вами или нет. Верно и обратное — давить бизнес проверками, дабы вынудить его «поделиться выручкой» должно стать недопустимой практикой.

Решение простое. Сократить количество проверок, но назначить высокие штрафы за игнорирование требований проверяющих служб, вплоть до лишения лицензий. Понять, что коррупция — это не просто воровство, но всегда смерти и трагедии.