Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Песков раскрыл секрет Полишинеля

Image

Пресс-секретарь президента в интервью студенческому информационному каналу «МГИМО 360» заявил, что в военное время должна быть «определенная» цензура, а власть обязана жестко реагировать на дискредитацию ВС РФ. Однако чиновник не смог ответить, где находится грань между критикой и дискредитацией армии. Таким образом Песков подтвердил, что в России есть военная цензура.

Заявление, которое противоречит Конституции?

Согласно статье 29 Конституции РФ, цензура в стране запрещена. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. В законе «О средствах массовой информации» в статье 3 подробно объясняется, что же такое цензура, а именно: требование от редакции со стороны должностных лиц согласовывать материалы или наложение запрета на распространение сообщений или их частей. Также в России не может быть органа, который бы цензурировал СМИ. Попрекаться эти пункты могут только в случае введения военного положения или режима ЧП, чего на данный момент не наблюдается.

Так что если судить с точки зрения закона, то цензуры в России действительно скорее нет, чем есть. Специальное ведомство не учреждено, предварительно согласовывать материалы публично СМИ не просят, а в судебной практике есть лишь единичные случаи, когда слово «цензура» мелькало в делах. Даже на международном уровне российские чиновники продолжают отстаивать идею, что в России абсолютная свобода слова, а задержания журналистов связаны с общеуголовными преступлениями, а не их профессиональной деятельностью.

А как дела обстоят на практике?

В реальности цензура в России существует, причем в самых разных видах. В провластных медиа, как правило, на должность главного редактора ставят человека, который получает прямые установки «сверху». И этот подход уже является частью редакционной политики. Тем более что в большинстве российских медиа учредители — органы государственной власти. В случае с оппозиционными или не полностью подконтрольными СМИ в дело идут более жесткие меры. Например, ограничение работы изданий через законы с размытыми формулировками.

По данным иноагента «Роскомсвобода», к ноябрю в России заблокировали уже не менее 15 000 интернет-ресурсов, среди которых есть как СМИ, так и обычные сайты, сервисы и соцсети. В ход идут самые разные поводы: законы об иноагентах, запрете ЛГБТ-пропаганды, оскорблении чувств верующих, защите детей от вредоносной информации и т.д. Часто баны сопровождаются громкими уголовными делами и эмиграцией журналистов. Также блокировки происходят и на отдельно взятых ресурсах. Например, «Яндекс. Музыка» недавно отчиталась об удалении более 4 тысяч единиц контента по требованию госорганов. Большинство z-патриотов поддерживают эти меры. Давление на СМИ настолько мощное, что Верховному суду иногда даже приходится публиковать разъяснения о применении околоцензурных законов к той или иной ситуации.

Одинока ли Россия?

Реальность такова, что ни одна страна не может существовать без цензуры. Она всегда присутствует в работе медиа в том или ином виде. Украинские военные перестали пускать западных журналистов на линию фронта из-за публикации критических материалов об успехах ВСУ. В США Twitter долгие годы удалял неугодные Демократической партии США публикации. Официальные американские СМИ уже давно обслуживают интересы местных политиков. В Молдове закрывают пророссийские издания. Все это - часть большой политики, вне которой не могут существовать медиа.

Очевидно, что информационная война накладывает определенные ограничения на свободу слова. Власти необходимо тщательно следить за «новостной гигиеной», чтобы люди не стали жертвами манипуляций. Однако в последнее время правоохранительные органы все чаще перегибают палку. СМИ купируют многие разрушительные процессы внутри системы, являются связующим звеном между властью и народом. Излишнее давление на журналистов может привести к печальным последствиям в будущем для всей страны.