Происшествия с самолётами Sukhoi Superjet-100 дают повод задуматься, что не так с отечественным самолётостроением. В Подмосковье в районе деревни Апраксино авиалайнер разбился, три человека погибли. Буквально на следующий день аналогичный самолёт, следовавший рейсом Нижневартовск - Минеральные Воды, совершил аварийную посадку из-за отказавшего генератора.
Хьюстон, у нас проблемы
Чрезвычайные происшествия только вскрывают проблемы в отрасли. Сейчас ситуация такова, что необходимо приложить максимум усилий, чтобы спасти авиастроение. Конечно, можно списать всё на санкции, но недостатков хватает и без них. Испытания показывают, что нужно дорабатывать двигатели. Без этого «сердца» самолёты, увы, летать не могут. Если лайнеры не начнут поступать в распоряжение авиакомпаний, то с 2027 года на внутренних российских линиях может возникнуть дефицит бортов.
Подобные недостатки никак на запреты не спишешь. Причём проблемы связаны не только с качеством самих самолётов, но и со сложностями в обслуживании парка, и с тем, что отсутствуют кадры.
Что касается создания новых летательных аппаратов, то уже сейчас производители признают, что не могут обеспечить поставки новых гражданских пассажирских самолетов в сроки, определенные правительственной программой развития авиаотрасли. В РФ сдвинули начало серийного выпуска всех ключевых гражданских самолетов, которые должны прийти на смену иностранным лайнерам. Поставки МС-21 были перенесены на 2025 год, а региональных Superjet 100 и Ил-114-300 - на 2026. При этом гарантий на то, что что-то поменяется через год-два, никто не даёт.
Санкционное давление
Смелые заявления об импортозамещении, к сожалению, не снимают острых моментов в производстве таких сложных конструкций, как самолёт. К примеру, в том же «Суперджет-100» треть комплектующих изготовлены за рубежом. Заменить детали и узлы, на разработку которых на Западе тратили десятилетия, за короткий срок невозможно. В Минпромторге отчитываются о том, что программы импортозамещения в гражданской авиации реализуются в беспрецедентные по мировым меркам сроки при том, что для самолетов требуется замещать все системы и агрегаты, включая бортовое радиоэлектронное оборудование, двигатели и авиационные материалы. Необходимо спроектировать полностью новые системы, воссоздать с нуля необходимые компетенции, провести полноценные испытания и запустить серийные производства в сжатые сроки. Как оправдание это звучит обоснованно. Но не надо забывать, что главенство за безопасностью авиаперевозок, которое можно обеспечить только при комплектации авиалайнеров качественными модулями. Из достижений импортозамещения - предложение переименовать SSJ100 в «Яковлев» - название кириллицей.
Так что можно резюмировать: сложным отраслям не хватает технологического импортозамещения. Свои разработки пока тормозят, а завозить параллельным импортом становится все сложнее и дороже. Первый полет Sukhoi Superjet-100 на российских двигателях ПД-8 ожидался в прошлом году, однако доводка силовой установки затянулась. Всего на этом самолете необходимо заменить на российские аналоги около 80% оборудования.
Согласно комплексной стратегии развития авиаотрасли, до 2030 года авиапром должен получить 1036 отечественных пассажирских самолетов. Но не стоит забывать, что в приоритете возможностей российской промышленности - задачи гособоронзаказа. Снятие этой нагрузки станет мощнейшим стимулом для производства гражданской авиатехники. Высвободятся мощности и, что самое важное, специалисты.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...