Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Перерыв небольшой между первой и второй… инициативой

Перерыв небольшой между первой и второй… инициативой
Image

Алкоголь с момента его «открытия» стал головной болью человечества. К сожалению, не только в буквальном смысле: в минувшем году спиртное употребляли 76% россиян, две трети из которых выпивали систематически.

И пока за нетрезвый вид штрафуют на улицах и считают его отягчающим обстоятельством в уголовных делах, а сводки МВД пестрят случаями продажи пива подросткам, власти предлагают узаконить онлайн-торговлю алкоголем.

Через годы, через расстоянья

Осенью обновленный законопроект планируют внести в Госдуму. Инициатором «новшества» ещё в июне выступил сенатор Андрей Клишас, причём тогда концепция полностью устроила Минфин – «смутили» чиновников лишь недостаточно чётко прописанные методы контроля.

Некоторые эксперты и вовсе не видят в дистанционной продаже алкоголя ничего вредного: мол, процесс и так налажен, и, перефразируя спорное изречение, если его нельзя «победить», его нужно узаконить. А регулировать такую торговлю, заверяют сторонники, проще простого: система ЕГАИС, внутри которой находится всё спиртное, отслеживает судьбу каждой бутылки – от предприятия до покупателя.

Но кто выступит «покупателем» в случае интернет-торговли? Сможет ли «робот» разглядеть по ту сторону экрана несовершеннолетнего, добравшегося до отцовского аккаунта или обошедшего алгоритмы проверки при помощи нехитрых манипуляций, знакомых сегодня едва ли не каждому школьнику? И разумно ли полагаться на «машину» в столь острых вопросах? Ведь желание выпить делает любого на редкость изобретательным, и тогда ни «Госуслуги», ни сканы документов, на которые уповают специалисты, – не панацея.

Кто виноват?

Но, кажется, «виновных» нашли заранее: Минфин, в частности, видит ответственным за любые нарушения исключительно продавца, не беря во внимание посредника или доставщика. Выиграют от этого только маркетплейсы, которые, в общем-то, и так не бедствуют. ФАС, напротив, встала на стражу закона и справедливости: служба считает нужным наказывать всех участников процесса, включая тех, кто непосредственно передаёт алкоголь покупателю.

Цифры не врут

Причина спешки властей в «продавливании» откровенно сырого и сомнительного законопроекта может крыться в статистике. Склады спиртного переполнены: с февраля минувшего года зарубежный алкоголь на фоне опасения роста цен хлынул в Россию, а местные предприятия увеличили выпуск для импортозамещения. И, коль через реальные торговые точки распродать всё не успевают, очевидно, стали искать альтернативные способы.

Но и темпы «традиционной» продажи горячительных напитков не стоят на месте: за семь месяцев 2023 года рост составил 4%. В частности, водки продали больше на 10,4%, вина и шампанского – на 5% и 8,7% соответственно, а ликёров – почти на 50%. За это же время регуляторы заблокировали больше 4000 сайтов по дистанционной торговле алкоголем.

При этом нелегальный рынок спиртного также «процветает»: импортных марок стало меньше, и им на смену пришли теневые фирмы и контрафакт. Один только нашумевший «Мистер Сидр», напомним, за полмесяца убил 46 человек и отправил в больницу ещё свыше 60.

И ведь каких-то пару лет назад Минздрав озвучивал оптимистичную динамику: с 2008 по 2021 год смертность от употребления алкоголя среди мужчин снизилась почти на 40%, среди женщин – на 36%. Да и пить стали меньше: с 15,7 литра на человека в год до 9 литров. И даже тогда министр Михаил Мурашко констатировал, что потребление спиртного – всё еще на высоком уровне, и борьба с губительными пристрастиями в России продолжается.

Противоречия среди властных структур – налицо. Неужели к согласию всё же пришли… за столом? А что думают наши читатели? Хорошо, что никому не придётся «идти за «Клинским», или плохо, что наши дети окажутся в ещё большей опасности?