Перед праздниками в США и Европе вновь заговорили о необходимости вводить новые санкции против России. Самой радикальной можно считать идею изъятия в пользу Украины российских замороженных активов. Сейчас западные юристы пытаются легализовать процедуру.
Долг платежом красен
Актуализировал тему министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, который после новогодних ракетных атак России призвал западные страны осуществить пять ответных шагов. В частности, отдать замороженные российские активы Украине. Ранее этот вопрос обсуждался министрами финансов G7 и их заместителями. В конце февраля состоится встреча европейских лидеров, к которой у стран ЕС уже будет на руках конкретный алгоритм действий по изъятию российских активов. Речь идет о порядка 300 млрд. долларов. Они якобы пойдут на военную помощь Украине и возмещение ущерба, который оценивается в более чем 250 млрд. долларов.
Однако средства могут по итогу отправиться не в Киев, а в Вашингтон. Украина продолжает наращивать госдолг, который достиг 106% ВВП страны. С начала 2022 по август 2023 года долг увеличился примерно на 77 млрд. долларов. Как Киев планирует покрывать такие суммы - непонятно, ведь разгромом России на фронте и не пахнет. В РФ только фыркают на заявления о «будущих репарациях», а США и Европа отказываются прощать Киеву долг. Пока что вся помощь Зеленскому оплачена деньгами американских и европейских налогоплательщиков, что создает не самую благоприятную предвыборную обстановку для демократов в США. Вот и остается у союзников Киева один способ закрыть убытки - отобрать средства у России.
Опасный прецедент
Однако эта мера связана с целым рядом серьезных рисков для долларовой экономики. Во-первых, появление процедуры может спровоцировать отток средств инвесторов. Причем как на государственном, так и на частном уровне. Профессор Йельского университета Роберт Шиллер считает, что конфискация активов «разрушит ореол безопасности, которым окружен доллар». Учитывая тот факт, что многие развивающиеся страны и так постепенно уходят от американской валюты, чтобы диверсифицировать риски, решение об изъятии российских средств может стать фатальным для экономики США.
Во-вторых, изъятие российских активов может обострить конфликт между Китаем и Америкой. Дело тут вовсе не в теплых отношениях России и КНР, а в прагматизме китайцев. Си Цзиньпин нацелился на Тайвань. Китай остается крупнейшим торговым партнером США и Европы. Объем торговли КНР с Западом в восемь раз больше, чем с Россией. Однако Китай в последние годы сокращает инвестиции в экономику геополитического соперника и снижает объемы сделок. Так, ещё в 2018 году крупнейшим кредитором США был КНР с вложениями на 1,139 млрд. долларов. А в 2023 году вложения Поднебесной оценили уже в 867 млрд. долларов. Изъятие российских активов может этот процесс ускорить, что не «уронит» экономику США, но сделает её более уязвимой для потрясений.
В-третьих, эта мера может негативно сказаться на будущем сотрудничестве Европы и России. Как ни крути, страны ЕС остаются географически близкими соседями, с которыми РФ не планирует рвать все связи. Об этом заявляли как рядовые чиновники, так и сам Владимир Путин. Европа все еще зависит от российских энергоресурсов, удобрений, полезных ископаемых. Россия, в свою очередь, заинтересована в приобретении высокотехнологичных товаров и деталей для техники. Понимают это и в ЕС. Германия, Франция и Италия заявили о необходимости тщательно оценить законность конфискации активов Москвы, прежде чем принимать решения.
Факторов риска для Запада значительно больше, мы отметили лишь основные. Но даже их достаточно, чтобы понять, что конфискация российских активов может стать точкой невозврата для экономик Европы и США и решающим фактором в вопросе прекращения конфликта в Украине.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...