Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

«Новые угнетенные»

Image

Федеральная налоговая служба отчиталась о том, что в России больше 8 млн самозанятых, а их суммарный доход составляет более 2,5 трлн рублей. Цифры, безусловно, красивые. Вот только что за ними кроется?

Начнем с того, что столь бурный рост неформальной занятости спровоцировал «коронакризис», который привел к закрытию компаний и массовым сокращениям. Люди были вынуждены искать альтернативные источники дохода.

Кто ж они – самозанятые?

Публика эта очень разношерстная. Вчерашние выпускники и предпенсионеры, люди творческих профессий и мигранты. Это зачастую профессионалы, которым просто не повезло (со временем, компанией или страной). Они работают, но при этом их труд не учитывается в трудовом стаже. Они не имеют права на больничные и отпускные выплаты. Единственное «благо» для самозанятых сегодня - специальный налоговый режим. При этом банки к плательщикам НПД относятся неоднозначно, считая их доход нестабильным. Из-за этого некоторые отказывают фрилансерам в кредите, в том числе ипотечном, или предлагают менее выгодные условия, чем работающим по трудовому договору. Самозанятый не может получить налоговый вычет за лечение, покупку недвижимости и образование, причем как свое, так и детей. Есть и другие подводные камни работы без трудового договора.

Прекариат

Новый растущий класс неформально занятых стал объектов изучения европейских экономистов и социологов еще в начале нулевых. Британец Гай Стэндинг даже создал некую «трудовую иерархию» западного общества. На самый ее верх он поместил «элиту» – небольшое число сверхбогатых людей. Ступенью ниже - высший средний слой, имеющий стабильную полную занятость и зарплату, который назвал «саоариатом». Следом идут «профессионалы» — люди, имеющие стабильное положение благодаря своим знаниям. Потом «пролетариат», который за ХХ век приобрел достаточно прав и социальной защиты. Неформально занятым британский экономист отдал самую низшую, пятую ступень, назвав их «прекариатом». Термин этот образован от латинской основы precarium - «нестабильный» - и слова «пролетариат».

Существует и другое наименование нового растущего класса - «рикши XXI века»…

Согласно исследованиям Стэндинга, с ростом прекариата во многих странах мира усилилось имущественное неравенство. То есть накопления богатых растут, а в кошельках бедных ситуация никак не меняется.

Для размышления

По итогам второго квартала 2022 года на долю 10% самых обеспеченных россиян приходилось 30% денежных доходов населения. При этом в руках 10% беднейших граждан концентрировалось только 2% общих доходов. Таковы данные Росстата. Выводы за вами.