Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Неосталинисты vs антисталинисты

Image

В Башкортостане неизвестные ночью облили памятник Сталину красной краской. Против установки бюста выступали местные жители. Этот инцидент стал еще одним эпизодом в борьбе почитателей вождя СССР с его критиками. Некоторые эксперты считают, что такими акциями народ сопротивляется реабилитации Сталина.

Ролевая модель или тиран?

Ответственность за акцию в Башкирии взяла на себя организация «Без кара халык». «Башкортостан - не место для памятников тиранам и палачам, угнетавшим наш народ! Более 50 тыс. представителей нашего народа стали жертвами сталинских репрессий. Кроме нас этот путь прошли татары, чуваши и даже сами русские», - говорится в заявлении. Ранее памятник Сталину «обезглавили» в Подмосковье. А прокуратура требует демонтировать монумент Джугашвили в Вологде.

При этом часть общества, напротив, приветствует возрождение культа личности Сталина. Кто-то уважает вождя за его вклад в победу в ВОВ, другим близка кадровая политика вождя, где не было места коррупционерам и халявщикам, третьи просто восхищаются решительностью лидера в борьбе с «врагами народа». После начала СВО и радикализации общества народный рейтинг Сталина взлетел с 47% до 65-71%.

Властные структуры стали эксплуатировать образ вождя в политических целях. Коммунисты видят в Сталине вечного лидера и пытаются монополизировать его наследие, социалистам близка борьба Джугашвили с неравенством в обществе. И даже прогрессивные реформаторы вспоминают бесплатные жилье, медицину, образование при Сталине. С подачи политиков в России как грибы после дождя появляются барельефы и памятники, посвященные генсеку.

Противоречивое отношение к Сталину в России приводит к конфликтам. Например, в Чечне возмутились новыми учебниками по истории, в которых нахваливают вождя. Во Владикавказе спор с преподавателем о Сталине привел к отчислению студента. А слух о возвращении Волгограду названия Сталинград пришлось комментировать Президенту. Власти такое дуальное отношение к Сталину выгодно, так как позволяет брать для ролевой модели из его образа лучшее, игнорируя «скользкие» моменты. Однако частичная реабилитация вождя скорее всего носит временный характер и обосновывается напряженной обстановкой в мире.