Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Найден новый «враг» России - «раздолжнители»

Image

Центробанк и Генпрокуратура объявили охоту на недобросовестных консультантов, якобы решающих проблемы с долгами. Банки предлагают поправки в закон «О рекламе», запрещающие рекламировать консультации по личному банкротству или списанию задолженностей.

Почему стало так много банкротов?

За 2023 год россияне побили новый антирекорд - суды признали банкротами 350,8 тыс. граждан и индивидуальных предпринимателей. По данным «Федресурса», это максимальное число за время существования процедуры, а инициаторами в 96,6% выступали сами граждане. Всего в России «жить с чистого финансового листа» начали 1,1 млн человек с 2015 года - момента начала введения практики.

Причин для оформления банкротств много. Самая банальная - решить проблему огромных долгов, появившихся из-за финансовой неграмотности и неумения рассчитать необходимые выплаты. Чаще всего с этим сталкиваются люди, которые тяжело заболевают или теряют работу, неудачно строят бизнес. Еще одна причина - у большинства заёмщиков нет имущества, которое можно реализовать в счёт долга. В обеднении россиян участвуют и микрофинансовые организаций, проценты по займу которых не позволяют выбраться из долговой ямы годами. Клиенты, решившие получить «быстрые деньги», чаще всего становятся банкротами из-за невозможности погасить кредит. Кроме того, и сами банки участвуют в закредитованности граждан, агрессивно рекламируя кредиты неплатежеспособной аудитории.

Государство открывает охоту на ведьм

Консультанты по банкротству похожи на этаких Робинов Гудов с единственной поправкой - они не раздают деньги бедным. По факту завершения процедуры банкротства кредиторам граждан удавалось получить только 6% от суммы долга, в 69,2% дел они не получили ничего. Еще до введения процедуры, в 2014 году, Центробанк предупреждал о рисках. Тогда они сводились к тому, что «антиколлекторы» могут вводить потребителей в заблуждение и нарушать их права, намеренно умалчивая о последствиях личного банкротства - продаже практически всего имущества, оспаривания сделок, невозможности получить кредит. С 2020 года к посылу ЦБ присоединились и банки, призывающие ужесточить требования к рекламе «раздолжнителей».

С кредитными организациями солидарен глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По словам политика, запрет рекламы услуг консультантов по долгам законодателями сейчас не обсуждается, однако «требуется общая норма, которая позволила бы сократить данный рынок некачественных или недобросовестных услуг». Партнер и руководитель практики «банкротство и суды» юридической компании «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Павел Новиков также считает, что большинство компаний, помогающих с банкротством, предлагают услуги как «панацею от долгов». Решить же проблему можно запретом использования в рекламе определенных словосочетаний: «освобождение от долгов», «свобода через банкротство», «спишем все долги».

Рекордное количество банкротов говорит о росте несостоятельности населения и падении реальных доходов , из-за чего россияне не справляются с долговой нагрузкой. В состоянии отчаяния они обращаются к «раздолжнителям», которые обещают помочь именно в тот момент, когда, кажется, все отвернулись. Одной из действенных мер по защите граждан от недобросовестных «антиколлекторов» действительно может стать ограничение рекламы услуг, однако работать она будет только в комплексе с другими. Например, с кампаниями о повышении финансовой грамотности и информированности о цивилизованных способах урегулирования задолженности.