Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Нацпроекты как тонкие места госбюджета

Image

Идея нацпроектов за время существования показала свои сильные и слабые стороны. Из сильных - прекрасные цели по увеличению благосостояния россиян, из остальных - коррупционные риски, финансовые махинации и несовершенство отчетности. Размах финансовых потерь таков, что впору задаться вопросом - не превратятся ли дыры, в которые утекают госрасходы, в полноценное решето.

Расходы российского бюджета в 2023 г. запланированы в размере 29 трлн руб. Основными статьями станут 14 национальных проектов и план по модернизации магистральной инфраструктуры. Между тем, только за 2021 г. Счетная палата насчитала нарушений при исполнении нацпроектов на 1,5 трлн руб. Главные проблемы - злоупотребления при проведении госзакупок, неправильный учет и формальные методики подсчета эффективности. Именно это дает поле для разгула коррупции и неэффективности бюджетных трат.

Госзакупки

Не менее трети всех нарушений при реализации нацпроектов приходится на госзакупки. Контракты с Единственным поставщиком давно стали любимым карманом для коррупционеров всех мастей, а в марте 2022 регионы получили право самостоятельно определять товары и услуги для закупок без конкурса. ФАС отмечает, что за только за 9 месяцев 2022 года субъектами РФ было заключено более 15 000 контрактов с единственным поставщиком на общую сумму более 500 млрд руб. Лидеры неконкурентных поставок - закупки работ по ремонту дорог, строительству и реконструкции зданий, и поставки медицинского оборудования.

Финансы и учет

Свою роль в формировании «темных мест» бюджета играет финансирование проектов из разных бюджетных и внебюджетных источников. Оказалось, что ресурс «Электронный бюджет» не доработан и отражает финансовые поступления в регионы не полностью. Например, в 2022 г. проверка Счетной палаты выявила полученные, но неучтенные субсидии в 2,5 млрд на жилищное строительство в Воронежской и Свердловской обл.

Кроме того, отсутствует информация об исходных данных для оценки качества реализованных нацпроектов. Например, Минтранс отчитывается о полном достижении показателей, а аудиторы СП отмечают отсутствие информации об исходном состоянии и износе дорог, несоответствии нормам половины нового асфальтового покрытия, неработающих пунктах весового контроля и многом другом. Ведомство отмечает, что в 2022 г. только на дорожном проекте общая сумма выявленных нарушений превысила 8,2 млрд руб.

Методики подсчета эффективности

Счетная палата называет основополагающей проблемой нацпроектов большое количество неинформативных индикаторов и отсутствие показателей реальной эффективности расходуемых средств.

Например, в качестве индикаторов успешной реализации проектов есть такие пункты, как «количество актуализированных документов», «доля выполненных мероприятий», «доля произведенных расходов» и т.д. Эти показатели в большинстве программ выполняются, но к реальному запуску новой дороги или строительству школы отношения имеют мало.

Из практики: федпрограмма «Городская среда» не содержит информации о количестве благоустроенных территорий и затратах на содержание. Проект «Жилье» не согласуется со стратегическим планом развития территории, в результате жилая застройка множится, а инфраструктура - нет. Строительство новых очистных сооружений по программе «Чистая вода» не сопровождается обновлением коммуникаций, а отчеты о качестве воды корректируются под индикаторы проекта вручную.

По оценке Генпрокуратуры, самыми коррупциогенными оказались нацпроекты «Демография», «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ведомство отмечает кратный рост нарушений за последние годы: при реализации нацпроекта «Демография» выявлено в 2020 г. 278 преступлений, в 2021 г. - 1072, а в 2022 г. - уже 1790.

Счетная палата с уходом Кудрина потеряла значимую роль ревизора российского бюджета. И похоже, отсутствие контроля за тратами выгодно многим интересантам. А обзор проблем заставляет задуматься о формировании «теневого» сегмента экономики, паразитирующего на нацпроектах.