Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Национализация продолжается

Image

После ярких, но бессмысленных выступлений многих западных компаний, граждане стали вопрошать, а не лишить ли транснационалки их имущества, особенно, если они ведут антироссийскую риторику? В целом, учитывая заморозку активов РФ и попытки ареста имущества, наверное, логично тоже что-то отнять, чтобы не было так обидно. Логика может звучит по-детски, но тем не менее.

Стоит понимать, что наши активы не вернут. Все заявления чиновников о том, что это незаконно, что они все равно все отдадут, – в чистом виде успокоение и информация для сохранения лица. Никто ничего не вернет.

Так что же мы национализировали?

Первый крупный прецедент касался концерна «Фортум», активы которого аккуратно передали под внешнее управление. Настал черед новых производственных приобретений.

Сегодня Путин подписал указ, по которому доли иностранных компаний Danone и «Балтика» переходят во временное управление РФ. Это очень мощный шаг: «Данон» вместе со своими дочками владел и управлял большой долей продуктового ритейла в РФ. В группу Danone Россия входят 19 заводов, на которых занято более 100 000 сотрудников. Большинство брендов молочной продукции, которые мы знаем, принадлежало Danone.

Напомним, что Danone объявил о начале процесса передачи бизнеса в РФ в октябре 2022. По сути, они не успели завершить процесс передачи или продажи бизнеса. Сегодня такой возможности больше нет.

В июне 2023 Carlsberg Group подписала соглашение о продаже своего российского бизнеса, который представлен пивоваренной компанией «Балтика». Но они тоже не успели его продать.

Что в итоге?

Данные события являются громом среди ясного неба для транснациональных компаний. Активы «Данон» в РФ были поистине огромны, «Карлсберг» также одна из крупнейших компаний на рынке. Что же продиктовало необходимость таких шагов именно сейчас, когда компании только заявили о продаже?

По сути, это показательная процедура, публичная порка и демонстрация силы. Какой эффект возымеют подобные действия? На самом деле, основных последствий будет несколько.

Во-первых, доли рынка будут перераспределены между более скрепными бизнесменами. Этот актив могут купить и отечественные инвесторы, и ближневосточные, и азиатские. С этой точки зрения внешнее управление – процесс избавление рынка РФ от западного капитала, отрезание любых возможностей влиять на ситуацию внутри РФ. А эта возможность, безусловно, была, так как компания занимала доминирующее положение на рынке. Как результат – зарабатывать им здесь больше не дадут.

Во-вторых, это отъём денег в обмен на российские активы. Эти заводы стоят денег, оборудование тоже. Если рассматривать процесс как прямую выгоду: эти деньги можно обратить в пользу государства. Но тут сразу есть нюанс. Чтобы управлять такой махиной, нужны очень и очень образованные и мощные менеджеры, в а РФ их осталось не так уж и много.

В-третьих, это, безусловно, сигнал инвесторам. И гласит он следующее – «там начали отбирать, не суйся туда, выводи все что можно, продавай и будь счастлив, что успел». В этом есть некоторый плюс: инвесторы и владельцы местного бизнеса могут поймать панику на основании подобных решений властей и быстро и недорого избавиться от своих активов, чтобы их не забрали бесплатно. Активы будут перераспределены между новыми выгодоприобретателями. Таким образом, можно будет компенсировать потери крупного российского бизнеса от СВО, чем на время успокоить олигархов. Как результат – это может быть средством платежа.

Однако ложка дегтя здесь тоже есть. После подобных событий, даже условно дружественные страны могут задуматься о вложениях в инфраструктуру РФ, если ее могут отнять в один день.

Что в итоге?

Мы с вами наблюдаем за тектоническими изменениями рынка в РФ. И это не просто смена собственников, а смена парадигмы – выдавливание западного бизнеса из РФ. Если власть пошла на такие шаги, одно можно сказать точно: во времена, когда мы все дружили, если и вернемся, то очень нескоро. После подобных шагов черная метка как бизнес-партнера нам обеспечена.