Как по щелчку пальцев, с передовой почти перестали поступать жалобы военнослужащих, которые валом сыпались в прошлом году. Эксперты считают, что дело не в невероятной эффективности МО РФ в решении проблем бойцов, а в «информационной закупорке» СВО.
От «кнута и пряника» к «тюрьме и гранате на борту»
После полного раздрая в информационном освещении боевых действий со стороны России в первый год СВО Минобороны постепенно начало наводить порядок. В основном силовыми методами. Двух самых ярых критиков МО (и в частности Шойгу) экс-сотрудника ФСБ Игоря Стрелкова и бывшего главу ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина убрали из инфополя радикально. Военкорам пригрозили прокуратурой и взяли под жесткий контроль АП. Сейчас они практически не пишут про проблемы военнослужащих на фронте, хотя раньше активно говорили про недостаток обмундирования, глупые решения командиров, ошибочные факты мобилизации и т.д.
Еще одним источником получения неприглядной для Минобороны РФ информации были обращения и видео бойцов с фронта. Мужики целыми отрядами записывали ролики на имя Путина и Шойгу, требуя навести порядок. Примерно половина таких обращений оказывались фейковыми, но остальные вполне настоящими, что подтверждалось журналистами, которые находили страницы в соцсетях бойцов, связывались с их родственниками. Яркий пример - коллективное письмо 155-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота, которое наделало шуму в ноябре 2022 года. Военкоры раскрутили обращение до такой степени, что губернатору Приморского края Кожемяко пришлось лично разбираться в ситуации.
Жены мобилизованных подхватили эстафету
Но если о проблемах стали говорить меньше, это не значит, что и самих проблем стало меньше. Конечно, Минобороны проделало работу над ошибками и заткнуло часть дыр в материальном обеспечении армии, организации войск, но по косвенным признакам можно понять, что не все вопросы закрыты. Например, различные организации и каналы в Telegram продолжают собирать гуманитарку для бойцов. На улицах можно встретить мобильные пункты помощи военнослужащим. А это значит, что МО РФ все еще не в состоянии полностью обеспечить солдат всем необходимым.
Но главным рупором для озвучивания проблем на фронте стали родственники мобилизованных, которые переросли локальные чаты и стали греметь на всю страну. Они устраивают всероссийские акции, выходят на митинги, врываются в приемные чиновников и записывают видеоролики. Всю эту историю активно раскручивает оппозиция, однако протестное зерно зародилось из-за бездействия Минобороны по критическим вопросам и попыток замять проблемы.
Ситуацию пытаются взять под контроль к «Прямой линии» президента, но получается плохо. Родственницы мобилизованных заваливают ботов, которые собирают вопросы к ивенту, требованиями ротации, выплат и другими чувствительными для власти темами. Игнорировать их уже невозможно, поэтому Путину придется ответить хотя бы на парочку вопросов от родственников мобилизованных. Подготовку проводят и региональные лидеры, которые организуют свои «Прямые линии» с целью выявить риски.
Минобороны пошло по пути затыкания ртов всем жалобщикам, чтобы они не раскачивали лодку. Эта стратегия имеет смысл в условиях гибридной войны, где любая информация может быть использована врагом, но в итоге ведет к печальным последствиям. Ведь проблемы не решаются, а замалчиваются, что ведет к разрушению армии изнутри.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...