Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Ложная тревога

Image

В последние дни августа россияне буквально парализовали работу МФЦ, боясь не успеть отказаться от сбора и хранения биометрических данных.

Новость о «дедлайне» оказалась фейковой, но проблема в другом: правовая основа биометрии не обкатана, что множит слухи и предрассудки об «опасности» процедуры, в которой на самом деле – масса плюсов.

Время не ограничено

Центры госуслуг в различных уголках страны столкнулись с массовым наплывом желающих оформить отказ от операций с биометрией. В некоторых регионах только за один день МФЦ приняли полторы тысячи таких посетителей. Всему виной – «вирусные» сообщения в соцсетях о том, что с 1 сентября подобные заявления якобы перестанут принимать, а за гражданами начнут следить: фотографировать через камеры банкоматов и записывать голоса во время звонков из «Ростелекома».

Чиновники поспешили успокоить жителей: «новость» – обычный сброс, и отказаться от сбора и хранения фотографий, аудиозаписей и прочих данных можно когда угодно. Данная услуга, к слову, доступна с 1 июня по Федеральному закону №572 – пока единственному, регламентирующему работу Единой биометрической системы (ЕБС). Там прописана и возможность для россиян самим удалять свою биометрию из «базы» через портал госуслуг, но функция пока не действует.

Отказаться – просто

Вероятно, наплыв граждан в МФЦ обусловил и другой – теперь уже достоверный – факт. До 30 сентября банки и другие организации, собиравшие биометрию с согласия клиентов, обязаны передать данные в ЕБС. При этом они должны уведомить об этом человека не позднее чем за месяц, и, если за это время поступит отказ, то сведения размещению не подлежат.

Таким образом, чтобы избежать появления фотографий в системе, достаточно отказаться в ответ на запрос из компании. А запрос обязательно придёт, гласит закон.

Не так страшна биометрия…

Сдача биометрии остаётся добровольной, а её бесконтрольный сбор карается законом. При этом жители крупных городов ежедневно попадают в объективы уличных камер, многие из которых автоматически распознают лица и собирают персональные данные. Яркий пример – «Безопасный город». Слово «безопасный» здесь – ключевое, ведь именно эта система позволяет правоохранителям оперативно задерживать нарушителей. Но аппаратура фиксирует и простых людей, что у многих вызывает озабоченность.

Ажиотаж вызван прежде всего плохой осведомлённостью россиян об истинном назначении биометрии. Многие, вероятно, до сих пор испытывают «первобытный» страх перед мошенниками, бравшими кредиты по одним только паспортным данным. По словам экспертов, изображение лица и образец голоса – не опаснее личной подписи. А единый реестр лишь надёжнее защитит от утечек: прямого доступа к нему частные фирмы не имеют, а оператором и учредителями ЕБС выступают Центр биометрических технологий, Ростелеком, Центробанк и Минцифры.

Тем не менее, контроль над сбором и использованием биометрии до сих пор находится в «серой» правовой зоне. Важно соблюсти баланс между повышением безопасности общества и защитой персональных данных. В конце концов, фотографии большинства людей и так имеются в открытом доступе – хотя бы на страницах в соцсетях, а банковские и микрофинансовые организации «любезно» обмениваются контактами клиентов и сканами паспортов должников.

Словом, нахождение в «базе» должно пугать лишь злоумышленников. Для всех остальных биометрия – как минимум безвредна. А, если человек попадёт в беду или банально потеряется в незнакомом городе, помочь ему с помощью видеокамер удастся гораздо быстрее. Но, как было сказано выше, удалить свои данные никогда не поздно.