Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Кто не рискует - тот страны G7

Image

Споры о том, что делать с замороженными российскими активами, идут давно. Кто-то предлагал передать их Украине в качестве компенсации от военных действий, другие требовали отдавать Киеву лишь доходы от активов, а кто-то и вовсе хотел забрать доходы себе, чтобы спонсировать ВСУ новым оружием. По итогам встречи на полях весенней конференции Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне страны «Большой семерки» пришли к единому выводу.

Что повлияло на решение?

Страны намерены сохранить замороженными суверенные российские активы до тех пор, пока не добьются от Москвы выплат за урон в рамках украинского конфликта. Несмотря на утвержденный план, члены объединения «продолжат работу над всеми возможными путями, с помощью которых российские активы могут быть использованы для поддержки Украины». Варианты представят на летнем саммите G7 в Италии.

На желание сохранить российские активы замороженными повлиял вероятный будущий план. Понимая, что Украина вряд ли сможет победить на поле боя, роль страны в конфликте могли изменить с «защитницы Европы» до «финансовой черной дыры для России». Премьер-министр страны Денис Шмыгаль на заседании правительства в начале января озвучил примерные цифры ущерба от боевых действий. Сумма, необходимая для восстановления страны, уже составляет 700 млрд долларов. Эти деньги планируется списать с России.

Почему Запад не захотел рисковать собственной экономикой?

Разговоры о невозможности использовать замороженные российские активы ходят давно. По словам эксперта по международному праву из Цюриха Оливера Диггельмана, забирать у России ее активы противозаконно. Согласно международному праву, активы действительно можно заморозить до выяснения всех деталей, однако окончательно конфисковать нельзя. Кроме того, забирать процентный доход от замороженных активов РФ также незаконно.

При использовании замороженных активов по назначению тех, кто их замораживал, Европа «нарушит международный правовой порядок», который на Западе считают нужным защищать и соблюдения которого требуют от России, сообщила глава Европейского ЦБ Кристин Лагард. Более того, есть риск ответных мер с конфискацией европейских активов, а также мрачная судьба евро как резервной валюты. Опасность, в том, что подобный радикальный шаг создаст прецедент и заставит другие страны избегать хранения своих резервов в западных валютах на случай, если однажды они подвергнутся аналогичным санкциям.

Таким образом, сохранение российских активов замороженными в перспективе выглядит куда выгоднее, чем использование их сейчас. Западная коалиция после окончания боевых действий может получить не только конфискованные 260 млрд долларов, но и дополнительные средства, направленные на восстановление Украины, которыми страна, вероятнее всего, будет оплачивать долги за военную помощь.