Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Каждому лидеру нужен свой БАМ

Image

Накануне состоялось совещание с президентом по поводу строительства скоростной железной дороги между Петербургом и Москвой. Высокоскоростную магистраль обещают построить к 2028 году, потратив почти 2 триллиона рублей. Но это только начало масштабного проекта по опутыванию страны новой железнодорожной сетью.

Что такое ВСМ и зачем она нужна?

ВСМ - высокоскоростная железнодорожная магистраль, которая должна объединить Москву и Санкт-Петербург до конца 2028 года. Время в пути между столицами сократится до 2 часов 15 минут, а поезда будут ходить каждые 10-15 минут со скоростью 360 км/ч. Ожидаемый пассажиропоток - 23 млн. человек к 2030 году, а к 2060 году - уже 36,4 млн. Магистраль пройдет через шесть регионов: Москву, Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую, Московскую области. Ожидается, что ВСМ снизит количество авиаперелётов между столицами на 14%.

Однако это лишь начало масштабного комплексного проекта. Помимо дороги от Москвы до Петербурга, в планах строительство еще как минимум трех важных отрезков пути: Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Адлер, Москва-Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург, Москва-Смоленск-Минск. На вчерашнем совещании Владимир Путин подтвердил, что Александр Лукашенко поддержал выгодное ему возведение высокоскоростной магистрали до столицы Беларуси, что делает проект международным.

Цена вопроса велика

В совещании принимали участие первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов, министр транспорта Виталий Савельев, председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф, представители федеральных ведомств, а также регионов, через которые пройдет магистраль. Такой широкий список заинтересованных лиц говорит о масштабности проекта и его значении для страны. Это напоминает другие великие стройки прошлого: Санкт-Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги, Транссибирской магистрали, Байкало-Амурской магистрали. Все они имеют колоссальное значение для России и помогли стране совершить экономические и логистические прорывы.

Однако в подобных комплексных проектах во главу угла ставится вопрос денег. ВСМ от Петербурга до Москвы потребует 1,7 трлн. рублей. Непредвиденные траты неизбежны. Схема финансирования ВСМ выглядит так: 903,8 млрд. дадут в кредит «Сбербанк», ВТБ и «Газпромбанк», 609 млрд. выделит государство (в том числе из ФНБ), оставшиеся средства наскребут за счет взносов в уставный капитал концессионера, субсидий и облигаций пенсионного фонда «Газфонд». Также в процессе реализации проекта планируют привлекать деньги бизнеса, который заинтересован в ВСМ. Стоимость строительства всех 4 линий магистрали составит примерно 11 трлн. рублей.

В правительстве считают, что «эффект от ВСМ кратно превышает вложенные средства», но признают высокие риски. Часть заседания, посвященную этому вопросу, сделали закрытой. Пользу от ВСМ отрицать действительно сложно. Наибольший эффект почувствуют на себе Московская, Ленинградская области, Тверь и Великий Новгород. Из Петербурга в Великий Новгород можно будет доехать за 29 минут. Из Москвы в Тверь - за 39 минут. «Данные города станут единой агломерацией», - считает министр транспорта Виталий Савельев. ВСМ позволит открывать в регионах новые крупные предприятия, не беспокоясь о дефиците сотрудников, которые теперь будут добираться до места работы быстрее, чем, например, сейчас доезжают от окраины до центра Москвы. Также бизнес заинтересован в быстрой доставке грузов, которую также будут обеспечивать за счет ВСМ.

В проекте высокоскоростной железнодорожной магистрали хватает «белых пятен». Неизвестна точная цена билета, которая обещает быть немаленькой, учитывая текущую стоимость проезда на «Сапсане» и скорость инфляции. Также непонятно, как чиновники планируют добиваться заявленного уровня пассажиропотока. Да и хватит ли у страны денег, чтобы в условиях СВО вытянуть столь затратный проект? Однако потенциальная польза от ВСМ перевешивает все эти риски.