Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Как проходит либертарианский эксперимент?

Image

Экономический форум в Давосе запомнился в том числе ярким выступлением Хавьера Милея. Совсем недавно он неожиданно стал президентом Аргентины, отстаивая либертарианскую программу преобразований. Посмотрим, как сейчас обстоят дела в стране.

Шоковая терапия

Главная проблема аргентинской экономики заключается в том, что она попала в опасную инфляционную спираль. Сейчас Аргентина должна МВФ $43 млрд. Правительство перонистов, стремясь выплатить весь госдолг, приводили страну к бюджетному дефициту и дефолту. Для его покрытия государство просто-напросто печатало всё больше денег, разгоняя инфляцию. Всё это создало кабальную систему, из которой Милей хочет выйти с помощью шоковой терапии.

Главная задача в том, чтобы добиться снижения госрасходов. Для этого уже было сокращено количество министерств с 18 до 9, уменьшены субсидии на электроэнергию и транспорт, сокращены федеральные трансферты 23 аргентинским провинциям, а также объявлена девальвация, ослабляющая песо.

Одновременно с этим будут повышены налоги на импортные товары с 7,5% до 17,5% и расширен налог в размере 15% на весь экспорт. Всё это нужно для того, чтобы снизить годовой дефицит с более чем 5% ВВП сегодня до нуля к концу 2024 года.

Вперёд, к свободному рынку!

В конце декабря Милей объявил о принятии огромного пакета, содержащего около 300 экономических реформ. Если кратко, то идея состоит в полной перестройке экономики на рельсы свободного рынка, начав процесс экономического дерегулирования.

Вводится запрет на ограничения, связанные с экспортом, отказ от регулирования цен и реформа таможенных правил, направленная на облегчение международной торговли. Эти меры также должны подготовить постепенную приватизацию всех государственных компаний.

Выступая в Давосе, Милей назвал всех предпринимателей героями, надеясь привлечь их инвестиции в аргентинскую экономику. Так, ряд американских нефтяных гигантов уже согласились вложиться в аргентинские месторождения.

Можно согласиться с коллегами, что после своего избрания Милей решил подкорректировать свою ультрарадикальную программу. Например, он отказался, по крайней мере в ближайшее время, от курса на долларизацию и ликвидацию ЦБ. Напротив, пост министра экономики займёт бывший вице-президент эпохи президенства Маурисио Макри, что говорит о некоей преемственности в политике.

Протесты и издержки

Сразу после избрания Милей заявил, что в первое время экономическая ситуация станет ещё хуже, но только для того, чтобы полностью выбраться из инфляционной ямы. В этом смысле политик чётко следует теории австрийской экономической школы, которая гласит, что в начале лечения всегда бывает плохо, но затем следует выздоровление.

Однако народ этим не убедишь. Поднявшийся уровень инфляции и наступление на профсоюзы вызывали серьёзное народное недовольство, которое вылилось в протесты.

Подводя итог, мы выразим несогласие с коллегами, утверждающими, что своими мерами Милей доводит страну до развала. Если протесты не заставят президента покинуть свой пост, то у него есть хорошие шансы спаси национальную экономику, доказав всему миру достоинства свободного рынка. В то же время согласимся с авторами Bloomberg, которые пишут, что избранный президент хотя и принесет перемены, но они не будут столь радикальными, как это было заявлено в ходе его предвыборной кампании.