Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Кадрово-безработный парадокс

Image

В 2023 в РФ зафиксирована противоречивая ситуация: безработица на минимуме, а кадровый голод на максимуме. Минтруд уверенно заявляет об устойчивости рынка труда, а предприятия кричат об отсутствии кадров.

Разберемся в кадрово-безработном дуализме рынка труда.

Статистика

Рекордно низкие данные по безработице на уровне 3,5%, фигурирующие в отчетах чиновников и Росстата, обычно забывают соотнести с количеством обратившихся на биржу труда. А между тем, в 2022 здесь зарегистрирован новый годовой антирекорд в -32,3%. Последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2005, когда был взят курс на уход от теневой экономики и число рабочих мест было на порядок больше. Ныне ситуация обратная. Также в статистике не учтена скрытая безработица и самостоятельный поиск работы без обращения в Центры занятости.

Возраст и гендер

За 2022 рынок труда потерял 1,3 млн молодых работников в возрасте до 35 лет: их число упало до минимума с начала девяностых годов. Плюсовую динамику в занятости демонстрирует лишь возрастная группа 60–69 лет, присутствие которых на рынке труда выросло до 4,9 млн человек.

Меняется и гендерный состав рабочей силы. В 2023 в занятости появился новый тренд - “феминизация производств”, когда женщины стали востребованы в традиционно мужских специальностях.

Регионы

Наиболее страдающими от отсутствия рабочих рук стали западные и центральные регионы. Динамика активных вакансий в апреле 2023 к апрелю 2022 составила в Северо-Кавказском ФО - 70%, в Уральском ФО - 62%, в Приволжском ФО - 50%, в Москве и области - 48%. Эти же регионы демонстрируют "отрицательный рост" числа активных резюме квалифицированных соискателей.

Специализация

Сельское хозяйство, логистика и строительство - наиболее пострадавшие области как от мобилизации, так и от структурных изменений в экономике за прошедший год. Самыми “потерянными” отраслями из-за релокации стали культура, отдых и СМИ, а из производственных направлений - легкая промышленность.

Зато растет спрос в низкоквалифицированной труде - курьеры, продавцы, операторы колл-центров - за год увеличился в 3 раза.

Догоняют в запросах на рабочие руки отрасли строительства и ЖКХ - традиционно эти ниши обеспечивали мигранты из среднеазиатских соседей. В 2023 дефицит закрывается молодежью, которая отказывается от образования или идет зарабатывать на “хлеб насущный” параллельно с учебой.

Меньше всего недостаток рабочей силы испытывают предприятия, предоставляющие бронь от мобилизации. Но именно здесь больше всего проблем с качеством персонала - на то, чтобы вырастить любого инженера необходимо не менее 5 лет, а специалисты нужны именно сейчас. Кроме того, ВУЗы сообщают о снижении числа абитуриентов в 2023 на технические специальности в 5 и более раз: о системных проблемах в области научной деятельности уже писала РР, а огня в топку добавляют аресты ученых и попытки военных приватизировать технические специальности.

Профессионалы

Львиную долю эмиграции и релокации 2022 составили наиболее квалифицированные и интеллектуальные кадры. Лидеры в профессиональном оттоке - айтишники и работники умственного труда. Часть уехавших релокантов продолжает работать на российские компании, хотя профессиональный уровень позволяет сменить работодателя на зарубежного. Мотивацией эта часть россиян называет патриотические соображения, а попытки Минфина содрать доходы в бюджет РФ с этой категории работников в виде дополнительного налогообложения разбиваются о глухую стену непонимания от работодателей. Трендом в области занятости оставшихся в РФ профессионалов стал уход в низкоквалифицированный труд, теневой сектор или вообще отказ от работы в условиях цензуры и преследований силовиков.

Итого

РР уже писала о демографическом кризисе и третьей волне вымывания интеллектуального капитала страны за последние 100 лет.

И если станки, и даже технологии можно купить-привезти через третьи или десятые страны, то откуда брать перспективный человеческий ресурс - вопрос открытый. Красивые отчеты о низкой безработице к станку не поставишь.