Председатель Госдумы Вячеслав Володин анонсировал законопроект, который запретит гражданам и отечественным компаниям размещать рекламу на сайтах иноагентов, в их соцсетях и на других интернет-площадках. Инициативу могут принять в ближайшее время.
Крестовый поход Володина
В последние годы «окно Овертона» по российским законопроектам часто открывают через Telegram-канал председателя Госдумы, который стал одной из крупнейших площадок для дискуссий. Сегодня Володин запустил обсуждение законопроекта, который держали на стопе до особых распоряжений. И понятно почему. Инициатива, направленная против иноагентов, рикошетом бьет и по правам обычных граждан, компаний, которые могут сами решать, где и как рекламироваться. Если ранее зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин заявлял, что законопроект коснётся только компаний с государственным участием, а глава Минцифры Шадаев предлагал ограничивать только виновных за распространение фейков, то теперь речь идет уже, похоже, о тотальном запрете продвижения у иностранных агентов.
Еще в декабре Володин угрожал «принять меры» против российских юридических и физических лиц, которые рекламируются у иноагентов. «Фактически речь идет о финансировании тех, кто ведет антироссийскую деятельность против нашей страны», - заявлял председатель Госдумы. А глава комитета ГД по безопасности Василий Пискарев уточнял, что депутаты «готовы оперативно разработать соответствующие изменения в законодательство». Однако этот вопрос оставался в морально-нравственной сфере, а не юридической. Теперь же его намерены жестко урегулировать и закрыть иноагентам важнейший источник получения дохода.
Деньги не пахнут
По данным Роскомнадзора, российские бренды в 2023 году потратили на рекламу у иностранных агентов 133 млн. рублей. Это довольно незначительная сумма, учитывая, что в целом бюджет российских рекламодателей на продвижение составил 563 млрд. рублей. Парадоксально, но усиление давления для некоторых из иноагентов стало благодатью. Например, доход Юрия Дудя в 2023 году от рекламных интеграций увеличился на 32% и достиг 130,5 млн. рублей. Речь не только о российских рекламодателях, но и о зарубежных. Однако это в основном касается блогеров. У иноагентов, которые деньги получали от другой деятельности (журналисты, актеры, писатели и т.д.), дела с каждым годом все хуже. Яркий пример - политолог Екатерина Шульман, у которой прибыль снизилась на 80% до 1,9 млн. рублей.
В последнее время иностранным иноагентам системно прикрывают все «форточки» для существования. Артистам мешают проводить концерты за рубежом, используя дипломатические связи. Журналистов гнобят штрафами за отсутствие маркировки. А в скором времени иноагентов хотят обязать предоставлять сведения о доходах и имуществе членов семьи. Все это привело к парадоксальным последствиям. Некоторые иноагенты стали не прочь рекламировать крупные российские государственные предприятия, которые также не против взаимодействия. А около 80% российских независимых медиа, которые можно считать цитаделью иноагентства, после начала СВО стали финансироваться за счет зарубежных грантов, хотя раньше не так сильно были подвержены иностранному влиянию, работая за счет рекламы и донатов.
Как показал опыт принятия закона о конфискации имущества за фейки об армии, патриотические нормы в РФ продвигаются стремительно. Законопроект о запрете рекламирования у иноагентов может быть подписан президентом уже весной. Эта мера устраняет очевидный юридический казус, однако рискует ограничить россиян в их правах.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...