Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Играл в монополию и проиграл

Image

ФАС заинтересовался сервисом «Яндекс.Такси». Серьезные замечания связаны с алгоритмом ценообразования компании, блокировками водителей и пассажиров, а также с высоким уровнем комиссии, взимаемой с перевозчиков. Об этом сообщил замруководителя ведомства Петр Иванов. Однако для аккредитованного IT-гиганта действует мораторий на проверки до конца 2024 года, что мешает ФАС применить необходимые меры реагирования.

Почему ФАС ограничивают в работе

Мораторий в отношении IT-компаний предусматривает отмену любых проверок. Его основная задача - расширить меры поддержки бизнеса в условиях экономических санкций, а также дать возможность сконцентрироваться на основной работе, не отвлекаясь на «общение» с государством. Подобное решение в 2022 году было необходимым, особенно в период «шторма» на рынке на фоне западных ограничений. Например, только за первую неделю после начала спецоперации новые отечественные легковые автомобили в среднем подорожали на 17%, иномарки - на 15%. По подсчетам «Автостата», с начала 2023 года иномарки прибавили в стоимости 27%, а в 2024 году цены могут увеличиться еще на 20-40%. Кроме того, рост стоимости бензина и вступивший в силу закон о такси также внесли свою лепту в удорожание поездок. Благодаря отмене проверок, доминирующий на рынке сервис «Яндекс.Такси» смог преодолеть кризис без серьезных потерь.

Удастся ли решить проблему?

Однако явное злоупотребление монопольным положением стало причиной пристального внимания ФАС и необходимости антимонопольного реагирования. Так, средняя стоимость минуты поездки за 12 месяцев с декабря 2022 года по ноябрь 2023, по данным «Яндекс Такси», в регионах с городами-миллионниками увеличилась на 17-27%. Кроме того, в середине февраля цены на такси в Москве выросли более чем в три раза из-за снегопада.

О тарифах на такси задумались в Госдуме. Чиновники предложили установить порог максимального роста цен на такси. Это, по словам замруководителя ведомства Петра Иванова, вряд ли поможет урегулировать ситуацию, потому что при ограничении «может получиться ситуация, когда услуга просто не будет предоставлена». В конце декабря Совфед предложил Минпромторгу и ФАС начать региональным госорганам контролировать ценообразование на автомобили такси. Таким образом, стоимость поездки может быть снижена за счет выделенных субсидий на компенсацию таксомоторным компаниям части затрат на приобретение машин.

Стратегия борьбы с монополистом должна включать ключевые методы, как экономические, так и административные. Правительству необходимо поддерживать и стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, чтобы создавать конкуренцию на рынке услуг такси. Ограничив работу антимонопольной службы, компаниям-гигантам развязали руки на экономический «захват» и слияние с более мелкими компаниями в разных секторах рынка.