Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Гладко на бумаге

Image

Участникам саммита G20 удалось избежать пессимистичного сценария и максимально быстро и безболезненно согласовать текст итоговой декларации. Главным её отличием от прошлых документов стало отсутствие резких формулировок в адрес России.

Декларация без «эмоций»

Нынешней встрече лидеров «Большой двадцатки» в Нью-Дели предрекали большие сложности из-за отсутствия лидеров РФ и Китая – главных оппонентов США и Евросоюза: мол, из-за непреодолимых противоречий саммит рискует остаться незавершённым. Но западные политики, очевидно, смягчили свою позицию по ситуации на Украине и согласовали декларацию уже в первый день мероприятия.

Так, из текста убрали резкие формулировки с осуждением военных действий России и призывами к новым санкциям, заменив их на «разные взгляды» и принципы ООН «против применения силы и в пользу территориальной целостности и мира на Украине». Лидеры G20 также призвали к решению долговых проблем развивающихся стран, возвращению к зерновой сделке, реформированию ВТО и укреплению продовольственной безопасности.

Кроме того, участники саммита выступили против применения ядерного оружия, напомнив о международном праве, обязались до 2030 года восстановить треть разрушенных экосистем и, наконец, всецело поддержали Африканский союз в качестве нового члена организации. Отдельно лидеры «Большой двадцатки» договорились обеспечить поставки удобрений из России по черноморской инициативе.

Попытка – не пытка

Не обошлось и без «подковёрных игр». Накануне саммита президент США Джо Байден в очередной раз попытался заманить премьер-министра традиционно нейтральной Индии Нарендру Моди в «команду» по сдерживанию Китая. На закрытой встрече политики заключили ряд оборонных и коммерческих сделок, но детали беседы остались за кадром: американских журналистов туда не пустили, а местные ограничились парой снимков и формальной информацией.

В свою очередь, лидер Турции Реджеп Эрдоган в кулуарах G20 призывал руководителей стран удовлетворить требования Москвы по зерновой сделке и ослабить антироссийские санкции. Речь, в частности, шла об упрощении страхования экспорта продовольствия из РФ британской фирмой и подключении к SWIFT для международных платежей. Удалось ли Эрдогану договориться, пока неизвестно.

От консенсуса до распада

Мнения российских экспертов, как обычно, разнятся. Шерпа России в G20 Светлана Лукаш предположила, что достигнуть консенсуса участникам удалось во многом благодаря коллективной позиции стран БРИКС: «То, что украинский конфликт провоцирует ухудшение ситуации с продовольственной безопасностью, сейчас отражено в сбалансированном виде».

А зампредседателя комитета Совфеда по международным делам Андрей Климов предрёк «Большой двадцатке» распад. По его мнению, Россия и другие страны постепенно покинут организацию, оставив наедине ЕС и США. Предпочтение, отметил сенатор, следует отдавать площадкам БРИКС и ШОС, которые позволяют реализовывать российские проекты и идеи.

Как бы то ни было, сегодня лидерам G20 удалось, наконец, поговорить «по-взрослому», убрав «эмоции» из декларации. Но не исключено, что дальновидные политики «смягчили» позицию лишь на время саммита, дабы не остаться без итогового документа. Его текст, кстати, гласит, что мероприятие не выступает платформой для решения геополитических проблем. Да и особой «юридической силы» декларация не имеет. Поэтому придавать большое значение формулировкам не стоит – по крайней мере, до их воплощения в жизнь.