Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Гарантии безопасности Германии и Франции для Украины

Image

Накануне Мюнхенской конференции Украина подписала два соглашения о гарантиях безопасности с Германией и Францией. Таким образом, уже 3 страны G7 заключили с Киевом соответствующий договор. Месяцем ранее начало этому процессу положила Великобритания.

Гарантии о безопасности совсем не про безопасность?

Заключение сделок с таким громким названием, которое предполагает военную поддержку, является хорошим инструментом для повышения морального духа на Украине. Однако договорённости носят особый характер. Например, в берлинском договоре, который на самом деле называется «Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности и долгосрочной поддержке между Украиной и Федеративной Республикой Германия», ни разу не упоминается понятие «гарантия».

В документе отмечается, что Берлин при необходимости представит Украине вооружение и экономическую помощь. Однако точных сроков, объёмов и конкретных условий в договоре нет. Помимо этого, последнее слово, как заявлено в документе, остаётся за Бундестагом. Вполне очевидно, что соглашения не только не предполагают конкретных гарантий, но и могут проблематично реализовываться, например, из-за затягивании процесса в связи с отсутствием единства внутри парламента.

Макрон решил не отставать от берлинского коллеги. Французский договор оказался менее развёрнутым. Однако, по некоторым данным, Париж обязуется поставлять Киеву современное военное оборудование, обучать украинских солдат, а также укреплять оборонную индустрию Украины посредством организации совместного производства. Однако о военных гарантиях, которые предполагали бы официальное внедрение французских войск в ряды ВСУ, ничего не говорится, что превращает «гарантии безопасности» Парижа в классические обещания о противодействии России, которые ранее не раз озвучивались.

Для чего нужна эта подмена понятий?

С учётом неопределённости, которая возникла в США перед президентскими выборами, Украина придерживается тактики Белого дома, смещая акцент с Вашингтона на ведущие страны ЕС. Однако положение Евросоюза тоже приобрело крайне шаткий характер, что выражается в массовых протестных выступлениях, очевидном снижении экономического потенциала крупнейших стран, а также политической полярности внутри союза.

Наличие таких серьёзных проблем поставило Украину в неприятную ситуацию - европейские страны не торопятся выполнять обязательства. У Киева остаётся совсем мало вариантов, чтобы поправить положение: либо ждать, когда «союзники» сами договорятся, и надеяться, что они не привыкнут к чувству свободы от ответственности за Украину, либо попытаться выбить дополнительные соглашения от ведущих стран Европы, чтобы в случае задержек давить не на аморфную важность Киева, а на реальные документы.

Несмотря на готовность некоторых стран ЕС подписать соглашения, положения и обещания совершенно нельзя назвать новыми. Тезисы о своевременных поставках вооружения, финансировании, а также об обучении военных не покидают информационное пространство с 2022 года. Киеву не нужны избитые фразы, которые больше не влияют на общественное сознание, ему необходимы «гарантии безопасности». Однако предоставить их в единоличном порядке страны ЕС не могут, так как этот вопрос должен согласоваться в рамках НАТО. Вот и приходится использовать подмену понятий, выдавая формализацию старых обещаний за желаемые гарантии.