Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Гадания на бюджете

Image

Большая часть госказны в следующем году пойдет на обеспечение обороноспособности страны. На эти цели планируется потратить 10,7 трлн. рублей, то есть почти на треть больше, чем в году нынешнем.

Такой проект бюджета с креном в сторону военных трат уже одобрил кабмин. В ближайшие дни документ будет вынесен на рассмотрение в Госдуму. Корректировки, безусловно, будут, но, как показывает практика, незначительные.

Прибыло

Как сообщают СМИ (официальные данные еще не обнародованы), в общей структуре расходов на долю раздела «Национальная оборона» в проекте бюджета приходится 29,3% или 6% ВВП. Это почти вдвое больше, чем в среднем за последние пять лет.

При этом в 2024-м по планам резко увеличатся и доходы в целом - до 36,6 трлн. руб. Их рост составит 34% против прошлой оценки на 2023–2025 годы. За счет чего? Пока неясно.

Аналитики утверждают, что покрытие экспортных пошлин, отложенных страховых взносов и общий экономический рост смогут обеспечить лишь около половины прироста доходов. В связи с этим не исключены риски дополнительных разовых налогов. Так, например, одной из подобных мер в этом году стал закон о налоге в 10% для компаний, чья доналоговая прибыль превышает 1 млрд. рублей.

Есть над чем задуматься крупному (и не только) бизнесу. Впрочем, от новых податей в такой ситуации не застрахованы и физлица.

Убыло

Увеличивая расходы на оборону, правительство сократило финансирование «Социальной политики», которая на протяжении многих лет являлась первым по величине направлением бюджетных трат. На нее выделят 7,71 трлн. рублей, или 21,1 % всех расходов. Это минимум за последние 12 лет. Но закон сохранения вещества, а в данном случае денег, никто не отменял.

Уменьшат расходы на субсидии безработным, выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также региональные доплаты к пенсии.

Кроме того, в целях экономии средств в 2024 году запланирован отказ от индексации окладов федеральных госслужащих.

Вместе с тем вырастут бюджетные ассигнования на пенсионное обеспечение уволенных с военной и приравненной к ней службы, а также на накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих.

Иными словами, страна продолжает углубляться в новую реальность военного конфликта. Замещение одних расходов другими — понятный, но, по оценкам экспертов, скорее негативный тренд, представляющий определенную угрозу для средне- и долгосрочных перспектив роста экономики.