Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Электросамокаты наступают

Image

В России стремительными темпами растет количество ДТП с участием электросамокатов. В первую очередь это связано с бумом популярности сервисов кикшеринга. Правовая база урегулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ) не успевает за темпами развития отрасли.

Велосипеды не в моде

В 2023 году прокатные самокаты использовало 21 млн россиян. Количество поездок за сезон (до зимы) выросло по сравнению с 2022 годом на 104,5% до 211,7 млн. В 2024 году тенденция продолжилась. Согласно опросу РОМИР, для передвижения по городу электросамокатом пользовался каждый второй житель крупных городов (57%). А Дептранс Москвы на днях отчитался, что за два последних месяца горожане совершили уже более 18 млн поездок, это в 1,7 раза больше, чем за тот же период в 2023 году. Кикшеринговые компании ожидают, что к 2026 году их клиентская база увеличится до 35 млн пользователей, которые совершат около 480 млн поездок.

Логично, что с ростом популярности электросамокатов растет и количество дорожных происшествий. В 2023 году за сезон в МВД зафиксировали 2,64 тыс. ДТП с участием СИМ. Погиб 31 человек (+63,2% по сравнению с 2022 годом). Ранено 2,72 тыс. человек (+213%), включая 919 детей в возрасте до 16 лет. Особо опасная ситуация к 2024 году сложилась в Санкт-Петербурге. По количеству ДТП город занял третье место в России, уступив Москве и Тюменской области. Однако по количеству летальных аварий Петербург оказался единоличным лидером. Всего в подобных дорожных происшествиях погибло 43 человека. Это в 2,3 раза больше, чем годом ранее.

Как власть реагирует на угрозы

Несмотря на очевидный рост рисков, урегулированием СИМ в России занялись лишь в 2023 году. 1 марта вступили в силу поправки в ПДД, которые ввели понятие СИМ и скоростные ограничения. В октябре Минстрой, МВД и Минтранс приняли дорожную карту по созданию массовой инфраструктуры для электросамокатов. Сейчас в Госдуме рассматривают законопроект, который установит штрафы за нарушение ПДД в области использования СИМ. Сервисы кикшеринга сыграли на опережение и уже увеличили штрафы за неправильное управление электросамокатами. За пьяную езду пользователю СИМ теперь придется заплатить до 150 тыс. рублей.

В 2024 году трендом в урегулировании СИМ стали локальные ограничения для электросамокатов. В Петербурге развернулась настоящая война против СИМ. Их пачками увозят за неправильную парковку, в городе появилась специальная разметка и дорожные знаки, целые районы теперь закрыты для катаний, а полицейские проводят рейды по выявлению нарушителей. В Москве некоторые улицы также стали недоступны для любителей СИМ. В Екатеринбурге электросамокаты планируют полностью запретить.

Но ситуация вышла из-под контроля. Дорожная карта запоздала на пару лет. Инфраструктура больших городов оказалась не готова к лавинообразной популярности электросамокатов. Особенно остро эта проблема проявилась в Петербурге, где в исторической части города узкие улицы и много перекрестков. Именно на участках пересечения транспортных потоков происходит более 70% всех аварий с электросамокатами. Также россиянам вовремя не привили культуру СИМ. Некоторые граждане используют самокаты кто во что горазд: катаются по 3 человека, цепляют к ним продуктовые тележки, кресла и даже унитазы, сажают за руль детей. Многие до сих пор воспринимают СИМ как развлечение, а не полноценный вид транспорта, опасный для окружающих и самих пользователей.

Популярность СИМ будет продолжать расти, так как электросамокаты - крайне удобный транспорт для больших мегаполисов с плотным трафиком и большими расстояниями в пределах района. Штрафы и ограничения - лишь способ купировать и ограничить проблему, а не решить её. Чтобы СИМ стали адекватным средством передвижения, городам придется найти компромиссы между удобством и безопасностью.