Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

ЕГЭ мешает демографии?

Image

К такому выводу пришли депутаты Госдумы от партии «Справедливая Россия - За Правду!». Ее глава Сергей Миронов выдвинул утверждение, что из-за стресса, испытываемого во время сдачи единого государственного экзамена, девочки сталкиваются с гормональным сбоем, влияющим на деторождение.

Занимательная анатомия

Предположение Миронова существует небезосновательно, однако стоит копнуть глубже, чтобы установить верную причинно-следственную связь.

Во-первых, стресс во время ЕГЭ - раздутая до огромных масштабов истерия, которую активно подпитывают образовательные учреждения. Ежегодно конец мая - начало июня сопровождаются в школах паникой и тревожностью. Хотя учащиеся 9 и 11 классов проходят процедуру оценивания усвоенного за период всего обучения материала. Это банальная проверка знаний, однако преподносится она таким образом, что выпускники уверены: плохая отметка за экзамен ставит крест на будущем. И это - ошибка школьной администрации, которую возможно исправить.

Во-вторых, со стрессом сталкиваются не только девушки, но и юноши. Молодым людям также приходится помнить о поступлении, которое дает актуальную в данный период времени отсрочку от армии. Уровень тревожности у школьников и школьниц едва ли сильно разнится.

В-третьих, подмена понятий на пороге выхода из школьного возраста выглядит сомнительно. Выпускницы должны понимать, что государство ценит не только их детородные функции, но и то, какими специалистами они могут стать в будущем и какую пользу принесут своей стране. Искоренять важность получения дальнейшего образования мыслью об «идиотизме» ЕГЭ, который мешает девочкам рожать - неприемлемо. Иначе смысл в посещении школы теряется вовсе.

«Идиотизм» ЕГЭ

Разумеется, у единого государственного экзамена есть ряд изъянов, который не получается исправить уже второй десяток лет. Начиная от шаблонного мышления, к которому привыкают школьники, ведь сам ЕГЭ представляет собой тест с обозначенными рамками и критериями оценивания, и заканчивая ростом уровня коррупции в период проведения итоговой аттестации - существуют теневые ресурсы, продающие ответы к тестам, а также предоставляющие все вопросы до официальных дат. Единый госэкзамен не про свободный анализ и полет фантазии, а про четкое следование нормам. Отсюда и невозможность применения знаний на практике и буквальное переучивание после поступления в вузы.

Также не обходится без дополнительных проблем, связанных с технической частью проведения экзамена. Например, сегодня в московских школах произошел массовый сбой во время ОГЭ по физике и географии - сдающие два часа не могли приступить к выполнению задания из-за, возможно, DDoS-атак.

Отмена ЕГЭ не решит демографический вопрос, которым озабочен сейчас депутат Миронов. Слепой отказ от уже устоявшейся процедуры проверки знаний перед выпуском из школы только породит новую проблему: как тогда иначе оценивать школьников? Пока Миноборазования не дало ответ на этот вопрос и не предложило альтернативу ЕГЭ, экзамен должен существовать, потому что основная цель школьного образования - формирование знаний. А правительство в лице, например, Миронова может повлиять на отношение к экзамену - снизить уровень тревожности, показать школьникам, что можно совершить ошибку и спокойно исправить ее в следующем году без порицаний: в России ежегодно около 500 подростков совершают самоубийство из-за стресса во время экзаменов. Демографический кризис и ЕГЭ друг на друга не влияют.