Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Эффект дежавю?

Image

Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Турция и Европейский союз могут пойти разными путями. Несколько ранее Министерство иностранных дел Турции раскритиковало недавний отчет Европарламента (ЕП) о ситуации с евроинтеграционными процессами в республике.

Сплошные противоречия

Отношения Турции и Евросоюза всегда выглядели несколько странно. С одной стороны, преемница Османской империи стала кандидатом на вступления в ЕС в 1999 году с перспективой полного вхождения в союз. С другой стороны, вплоть до настоящего времени европейские политики не перестают говорить о том, что будущее восточной страны в составе ЕС очень туманно.

Так, в мае этого года глава Европейской народной партии Манфред Вебер заявил, что полноправного членства Турции в ЕС никто больше не хочет.

При этом чуть ранее в январе президент Эрдоган, напротив, говорил, что видит будущее своей страны в Евросоюзе. И это несмотря на постоянные выпады ЕС против Турции, когда речь заходила о вопросе её членства.

Почему Турцию не хотят принимать в ЕС?

Прямо высказывались против членства Турции в Евросоюзе ещё канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози. Последний также подчеркнул, что речь идёт не только о несоответствии современного турецкого государства ряду европейских демократических стандартов. По его словам, Турция ни географически, ни культурно, ни исторически не может считаться европейской страной.

Среди других причин можно назвать большую численность населения турецкого государства. Это может серьёзно изменить баланс сил в европейских представительных учреждениях. Такого европейцы, очевидно, не хотели бы.

И в настоящее время ещё одним препятствием стало активное стратегические сотрудничество Турции с Россией, с которой Европа сегодня пытается максимально оборвать экономические партнёрские связи.

Двойная игра хитреца Эрдогана?

Если проанализировать риторику турецкого лидера по вопросу отношений с ЕС на протяжении всех лет его президентства, то может сложиться впечатление, что Эрдоган постоянно противоречит сам себе. В октябре 2017 г. он заявил, что страна не нуждается в Евросоюзе. А в марте 2018 г. президент назвал вступление в ЕС стратегической целью Турции.

Нечто похожее происходит и сейчас. Очевидно, что Эрдоган лукавит, говоря о возможности дистанцироваться от стран Евросоюза.

Экспорт Турции в страны ЕС постоянно увеличивается. Так, за первый квартал 2022 года он составил больше $23 млрд. Поэтому турецкий лидер ни в коем случае не пойдёт на явное обострение отношений с Европой, которое может сказаться на объеме его товарооборота.

Возможно, что с помощью таких слова Эрдоган просто хочет ещё раз продемонстрировать суверенный и независимый статус своей державы. Вероятно, это ещё и некий реверанс в сторону России, сотрудничество с которой приносит большие плоды главе Турции. Такие высказывания Эрдогана могут прийтись по душе президенту РФ.

Подводя итог, можно сказать, что подобная противоречивая риторика Эрдогана в отношении ЕС не является чем-то новым. В данный момент его слова можно воспринимать как попытку двойной игры и намерение максимально выиграть как от партнёрства как с Евросоюзом, так и с Россией.