Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Дембельский аккорд Геннадия Зюганова

Image

Сегодня 80 лет исполняется бессменному лидеру КПРФ. Юбиляра поздравляют коллеги, дарят подарки, а сам именинник планирует богато покутить в депутатском ресторане на совсем не пролетарскую сумму. Вполне вероятно, что этот день рождения Зюганова может стать последним в качестве председателя КПРФ.

Вечно второй

Политическую карьеру Зюганова стоит считать успешной, но в то же время трагичной. За 31 год во главе партии он четыре раза участвовал в президентских выборах и каждый раз уступал. Два раза Владимиру Путину и по одному разу Дмитрию Медведеву и Борису Ельцину. В 1996 году у Зюганова были реальные шансы стать президентом, так как рейтинги партии были высоки, а коммунисты за год до этого получили большинство кресел в Госдуме. Многие до сих пор считают, что Геннадий Андреевич умышленно уступил Ельцину, после чего КПРФ стала медленно увядать.

Тон лидера коммунистов за последние годы значительно смягчился. Если в 2006 году он открыто обвинял Путина в «геноциде русского народа», а политику Кремля называл «имитацией государственной деятельности». То в прошлом году Зюганов даже не стал выдвигать свою кандидатуру на президентские выборы и одним из первых поддержал решение Путина о признании независимости ДНР и ЛНР. Далеко не всем в партии нравится системность Зюганова. Радикальное оппозиционное крыло внутри КПРФ в 2004 году провело альтернативный съезд коммунистов с призвало поменять лидера. А в прошлом году рашкинцы потребовали объявить вотум недоверия Зюганову и вернуть Рашкина в Мосгордуму. Сейчас в партии развернулась борьба за власть. Все понимают, что дни Зюганова в кресле председателя сочтены.

Сомнительное наследие

Наследникам Зюганова предстоит выводить партию из глубокого кризиса. Сейчас некогда самая популярная политсила в России имеет рейтинг в районе 8% и борется с осиротевшей после смерти Жириновского ЛДПР. Столь низкая поддержка объясняется многими факторами. Электорат партии сокращается естественным путем. Истинным коммунистам претит окапитализирование КПРФ и вождизм. А молодому оппозиционному крылу - договорняки с Кремлем и потакание «Единой России». Из-за этого в регионах коммунисты уходят из партии целыми фракциями.

Кризис идентичности также усугубился в последние годы. КПРФ до СВО пыталась взять на себя роль лидера оппозиции, иногда позволяя себе даже заигрывать с навальнистами. Это был шанс на омоложение электората, привлечение новых сторонников и нахождение нового вектора развития. Но все сломалось в 2022 году, когда от системы потребовали полной консолидации, а ФБК и всех его сторонников стали преследовать как экстремистов и террористов. КПРФ до сих пор не оправилась от этого удара, выставляя на местные выборы откровенных спойлеров и выжидая оттепели.

Ход конем Зюганов попытался сделать во время встречи глав фракций с Путиным после его переизбрания. Лидер КПРФ заявил, что признанного в России экстремистом и террористом Навального «тянули на престол» некоторые помощники президента. После этого в кулуарах заговорили, что Зюганов «впал в деменцию» и перестал чувствовать «красные флажки». Трансфер власти в КПРФ стал необратимым. Среди главных кандидатур на пост преемника Зюганова: Юрий Афонин, Павел Грудинин, Андрей Клычков, Валентин Коновалов, Сергей Левченко и Анатолий Локоть.

Почетный юбилей Зюганова с выставкой в Госдуме, наградами и поздравлениями от коллег выглядит как «лебединая песня» коммуниста. КПРФ ждет масштабная и крайне тяжелая перестройка. Зюганов - объединяющее звено между молодыми оппозиционерами и старыми системными игроками, радикальными националистами и консерваторами, региональными сильными ячейками и центральным аппаратом. Трансфер власти необходимо завершить до 2026 года, чтобы в Госдуму партия избиралась с новой программой и лидерами.