Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Чтоб неповадно было

Image

Апелляционный военный суд сегодня отправил известного социолога Бориса Кагарлицкого (признан в РФ иноагентом, террористом и экстремистом) на 5 лет в колонию общего режима. Решением инстанции ему также запрещено в течение двух лет администрировать веб-сайты.

Такой суровости от Фемиды не ожидал никто: ни сторонники, ни противники Кагарлицкого. Тем более что суд первой инстанции в декабре прошлого года назначил ему лишь штраф в 609 тысяч рублей.

Типовое дело

Напомним, признанного иноагентом социолога и известного левого публициста арестовали по делу об оправдании терроризма полгода назад. Причиной стал размещенный в Сети ролик о теракте на Крымском мосту в октябре 2022 года. Следствие усмотрело в видео признаки поддержки Кагарлицким практики взрывов в качестве способа прекращения военной операции. Защита настаивала, что подсудимый лишь осуждал насилие, а обвинение построено на двух словах в названии видео, придуманном для привлечения внимания.

В итоге доводы адвоката суд учел и вынес достаточно мягкое решение. Но прокуратура, которая запрашивала для Кагарлицкого 5,5 лет лишения свободы, с ним не согласилась.

Громкая реакция

Новость о проблемах с законом известного социолога летом взбудоражила все российское экспертное сообщество. Тогда коллеги ученого в большинстве своем встали на его защиту. С их точки зрения никакой общественной опасности левый мыслитель не представляет. Напротив, Кагарлицкий, как «уважаемый человек в мировом левом движении», может поспособствовать улучшению взаимоотношений с Западом. Тем более что во всей сложившейся ситуации в мировом сообществе РФ поддержали только европейские социалистические партии. Его уголовное преследование лишь навредит России, а потому инициировать его могли только желающие «поработать на Белый дом».

В Госдуме высказывались иначе. Милонов, например, отметил, что «вся эта левацкая повестка» была в стране актуальна век назад и благодаря ей был подписан «позорный» Брестский мир. А сегодня быть человеком, выступающим с позиций, которые могут повредить стране, «совершенно неприемлемо».

Видимо, так оно и есть. Любая критическая мысль сегодня воспринимается как экстремизм. И если учесть, что Кагарлицкий в политические процессы был вовлечен опосредованно и чаще выступал лишь в качестве эксперта, каратели явно перегнули палку.