Несмотря на то, что с 2022 года многие громкие бренды ушли с российского рынка, еще большее число компаний предпочло не терять прибыль. По данным The Financial Times, свыше 2100 транснациональных корпораций остались в России. Страну покинули 1600 международных компаний.
Просто бизнес
По информации FT, такие крупные компании, как Avon Products, Air Liquide и Reckitt, передумали покидать российский рынок, хотя изначально собирались это сделать. За два года СВО отношение к конфликту в мире значительно изменилось, а Россия создала серьезные препятствия для желающих свернуть бизнес. Обязательная 50-процентная скидка на активы из «недружественных» стран для российских покупателей для некоторых предприятий стала важнее моральной стороны вопроса. Компании оказались между молотом и наковальней - американский Минфин и другие органы, следящие за соблюдением санкций в отношении РФ, прессуют организации, все еще ведущие дела в России.
Немалую роль сыграли и крупные предприятия, которые остались в РФ и показали пример более мелким коллегам. Например, японская компания Japan Tobacco решила сохранить свой бизнес в России, но приостановить всю инвестиционную и маркетинговую деятельность. В итоге около 20% общей прибыли Japan Tobacco получила с нашего рынка. Другие оставшиеся компании тоже не пожалели. По оценке Венского института международных экономических исследований, выручка компаний, решивших остаться в России, выросла на 6,7% за счет снижения конкуренции.
Заменить ушедшие компании получилось, но дорогой ценой
Исход зарубежных имен создал полости на российском рынке, которые тут же заполнились другими товарами. К сожалению, далеко не везде смогли проявить себя отечественные производители. Россия испытала масштабную интервенцию китайской продукции, которая моментами даже смогла выдавить российские аналоги. Наиболее характерно это проявилось в сфере автопрома. По итогам 2023 года в топ-5 самых продаваемых машин попали сразу две китайские марки - Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro Max. Всего за два года китайские авто вчистую выиграли конкуренцию у российских машин, а локализация поспособствовала этому процессу.
В итоге чистая прибыль Chery в 2023 году на российском авторынке выросла на 16,5%. Китайцы быстро подсадили россиян на свои дешевые машины, а потом внезапно задрали ценники, воспользовавшись отсутствием адекватной конкуренции. Граждане РФ субсидируют китайский автопром, а не отечественный, а азиатские бизнесмены тестируют на нашем рынке технологии и сборки, выпуская ширпотреб. Много историй о дешевом пластике китайских машин, неспособности переносить российскую переменчивую погоду, а также лагающую электронику. Призывы российских чиновников ограничить поставки из Китая начали звучать слишком поздно.
Российская экономика после СВО кардинально изменила свою структуру и торговые международные связи, однако осталось много проблем, в том числе тех, которые только начинают проявляться. Можно не сомневаться в одном: западные компании заинтересованы вернуться на российский рынок и сделают это при первой возможности.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...